Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Церковь Божия ведет свою работу, она переживает за своих детей; мы знаем, как Богородица, Ангелы Божии, святые угодники, будучи близко к Богу, покровительствуют нам, как они тревожат­ся и болеют за нас. То же самое касается и земной Церк­ви Божией. Христиане живут так, как сказано у апостола Павла: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.

И вы — тело 163   Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12, 26-27). В Церк­ви Божией нет такого, чтобы человек сделал грех толь­ко против себя или сделал добро только для себя. Если он что-либо делает, это отражается на всех христианах, на всей Церкви. «И другое знамение явилось на небе: вот, большой крас­ный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диаддим» (Откр. 12, 3). Красный дракон — это диа-вол.

Сатана подходил к Богу Отцу непосредственно перед смертью Христа, помните, когда Господь сказал Петру: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пше­ницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22, 31-32). То есть сатана ходит недалеко. Поэтому и апостол Петр предупреждает: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что про­тивник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого погло­тить» (1 Пет. 5, 8).

А существует ошибочное мнение, что диавол находится где-то далеко. Это опасный самообман. Апостол Иоанн диавола видит красным, огненным, потому что тот переполнен гневом, он злой, кровожад­ный и очень любит кровь. Почему у него семь голов? Пото­му что он управляет людьми через семь смертных грехов. Господь объяснял: «Когда нечистый дух выйдет из челове­ка, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел.

И, при­дя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже перво­го» (Мф. 12, 43-45). Эти злые духи: уныние, зависть, горды­ня, сребролюбие, чревоугодие, блуд, гнев. И все эти семь смертных грехов увенчаны коронами, потому что коро­ны — это знак победы, и принадлежат они победителю — диаволу, который побеждает людей этими грехами.

Он 164   одержал много побед, многих победил, поэтому он и кро­вавый, красный, огненный дракон.82 А с другой стороны, святой Андрей Кесарийский говорит, что диавол огнен­ный по своей некогда ангельской природе. В Книге про­рока Иезекииля Люцифер, символически представлен­ный в виде Тирского царя, описывается, как огненный херувим, ходящий между огнистых камней.

Диавол, буду­чи огненным духом, при этом переполнен злобой, ненави­стью и гневом. «С семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим» (Откр. 12, 3). Рог — это знак силы. Это означает, что сатана воюет против десяти заповедей: учит покло­няться другим богам, кроме Господа; учит делать идолов; учит хулить имя Божие; учит работать в воскресные дни; учит не почитать родителей; учит убивать, прелюбодей­ствовать, воровать, клеветать и завидовать.

«Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежа­ло родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца» (Откр. 12, 4). Здесь упоминается древний мятеж Люци­фера, произошедший в самом начале времен, сразу после сотворения вселенной, когда он, возгордившись, поднял восстание на небесах против Бога и увлек за собой треть Ангелов Божиих.

Хвост сатаны — это его зависть, завист­ливая мысль, которая за ним волочится; она увлекла с неба треть звезд, треть Ангелов Божиих. Причем не просто увлекла их однажды, в начале, но и далее продолжает увле­кать все глубже и глубже в это злобное отступничество. Почему говорится «звезд»? Писание всегда связывает Ангелов Божиих и звезды: например, воинством небес­ным называются и звезды, и Ангелы; звезды находятся под охраной Ангелов. Это их вотчина.

Небо и все небесное отдано Господу, а земное Он дал сынам человеческим. 165   «Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца» (Откр. 12, 4). В греческом подлиннике сказано не «стал», а «стоит перед женой». Диавол продолжает и сейчас стоять перед Цер­ковью, рядом с Ней, у церковного порога, и ждет, когда она родит младенца, чтобы его съесть.

Как говорит Бог в Книге Иова, левиафан лежит в реках и мечтает, когда весь Иордан попадет в рот его: «Вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его» (Иов. 40, 18). Это предсказание стало для нас очевидным. Левиафан мечтает пожрать всех, кто родится от воды Святого Крещения. Ему нужны крещеные, пото­му что они принадлежат Богу.

Он мечтает пожрать детей Божиих, родившихся в воде Крещения, чтобы никто Богу не достался. Так что его страшная злоба и ненависть обру­шатся, в первую очередь, на христиан. Поэтому тому, кто хочет спокойной, безмятежной жизни, в Церкви делать нечего. Церковь Божия — это отряд контрреволюцио­неров, сражающихся на стороне Бога, восстающих про­тив диавола.

Безмятежной жизни никто такому человеку гарантировать не может, и именно по этой причине Цер­ковь на протяжении всех тысячелетий своего существо­вания подвергалась и будет подвергаться гонениям, как об этом прямо говорит Писание. «И родила она младенца мужеского пола, которому над­лежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» (Откр. 12, 5).

Вопреки воле диавола рождение состоялось, и апостол Иоанн видел, что Церковь родила Христа в душах людей. Почему мла­денец мужского пола? Потому что христиане мужествен­ны. Младенца же — потому что им предлежит еще время великого роста после конца мира, когда для нас начнется настоящая жизнь. Церковь надеется и ждет конца вселен­ 166   ной, она рождает младенца мужского пола, «которому над­лежит пасти все народы жезлом железным».