Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

«Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежа­ло родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца» (Откр. 12, 4). Здесь упоминается древний мятеж Люци­фера, произошедший в самом начале времен, сразу после сотворения вселенной, когда он, возгордившись, поднял восстание на небесах против Бога и увлек за собой треть Ангелов Божиих.

Хвост сатаны — это его зависть, завист­ливая мысль, которая за ним волочится; она увлекла с неба треть звезд, треть Ангелов Божиих. Причем не просто увлекла их однажды, в начале, но и далее продолжает увле­кать все глубже и глубже в это злобное отступничество. Почему говорится «звезд»? Писание всегда связывает Ангелов Божиих и звезды: например, воинством небес­ным называются и звезды, и Ангелы; звезды находятся под охраной Ангелов. Это их вотчина.

Небо и все небесное отдано Господу, а земное Он дал сынам человеческим. 165   «Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца» (Откр. 12, 4). В греческом подлиннике сказано не «стал», а «стоит перед женой». Диавол продолжает и сейчас стоять перед Цер­ковью, рядом с Ней, у церковного порога, и ждет, когда она родит младенца, чтобы его съесть.

Как говорит Бог в Книге Иова, левиафан лежит в реках и мечтает, когда весь Иордан попадет в рот его: «Вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его» (Иов. 40, 18). Это предсказание стало для нас очевидным. Левиафан мечтает пожрать всех, кто родится от воды Святого Крещения. Ему нужны крещеные, пото­му что они принадлежат Богу.

Он мечтает пожрать детей Божиих, родившихся в воде Крещения, чтобы никто Богу не достался. Так что его страшная злоба и ненависть обру­шатся, в первую очередь, на христиан. Поэтому тому, кто хочет спокойной, безмятежной жизни, в Церкви делать нечего. Церковь Божия — это отряд контрреволюцио­неров, сражающихся на стороне Бога, восстающих про­тив диавола.

Безмятежной жизни никто такому человеку гарантировать не может, и именно по этой причине Цер­ковь на протяжении всех тысячелетий своего существо­вания подвергалась и будет подвергаться гонениям, как об этом прямо говорит Писание. «И родила она младенца мужеского пола, которому над­лежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» (Откр. 12, 5).

Вопреки воле диавола рождение состоялось, и апостол Иоанн видел, что Церковь родила Христа в душах людей. Почему мла­денец мужского пола? Потому что христиане мужествен­ны. Младенца же — потому что им предлежит еще время великого роста после конца мира, когда для нас начнется настоящая жизнь. Церковь надеется и ждет конца вселен­ 166   ной, она рождает младенца мужского пола, «которому над­лежит пасти все народы жезлом железным».

Здесь — отсылка ко второму псалму: «Ты поразишь их (народы — авт.) жез­лом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2, 9), то есть палкой сокрушишь все восстающие против Церк­ви народы. Святитель Андрей Кесарийский поясняет, что «Христос Бог чрез них (верных чад Церкви) пасет народ креп­кими, как железо, руками сильных римлян».

Когда христи­анским народам Бог отдал весь мир, то это было первым проявлением власти Христа. Христиане верили Богу, поэ­тому им принадлежал весь мир, вся планета была в их вла­сти. А когда люди отказались от Христа, отреклись от Бога (атеизм, дарвинизм и др.83), то все рухнуло. И это неизбеж­но, это прямой результат отречения от Бога. Однако это только начало: святой Андрей Кесарийский говорил, что во всей полноте народы будут пастись жезлом железным в день Суда, когда христиане будут судить ангелов и высту­пят свидетелями против убийц.

Итак, сказано, что Он «упасет народы жезлом железным», то есть христиане обличат богоборцев, богохульников, отступников, неверующих. По словам Андрея Кесарий-ского, они в Судный День сокрушат все наглое высоко­мерие язычников, которые отказались принять радост­ное вино Святого Благовестия. Мир ненавидит христиан, потому что чувствует, что от них ему придет конец.

Неже­ланием принять христианство мир обрекает себя на кару Божию, и обвинителями в день Суда выступят христиане — это и будет проявление их власти над миром, над государ­ственной властью. Почему жезл железный? Помните, в Книге пророка Даниила рассказывается о золотом царстве Вавилонском, серебряном Персидском, медном Греческом... и железном царстве — Римском.

Тот самый железный жезл во времена 167   Римской империи был вручен Богом христианам. Неслу­чайно это было предсказано в Писании: Промысл Божий должен был сокрушить национальную культуру для того, чтобы слово Божие стало доступно для всех людей.84 «И восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» (Откр. 12, 5)

, то есть сатане не удалось уничтожить хри­стиан. Святые похищаются из этого мира именно в тот момент, когда они уже созрели для благовестия, когда в них родился Христос. Поэтому праведники часто рано умирают. Как было сказано у пророка Исаии: «Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благо­честивые восхищаются [от земли], и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла» (Ис. 57, 1).

Господь крадет у сатаны Своих праведников. И неслучайно самый близ­кий контакт человека с диаволом происходит в момент окончательного рождения, то есть когда человек рож­дается в вечности. Поэтому когда душа выходит из тела, она попадает на мытарства и встречается там с диаволом и бесами, проходя через их непосредственную область — поднебесную.