Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Здесь — отсылка ко второму псалму: «Ты поразишь их (народы — авт.) жез­лом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2, 9), то есть палкой сокрушишь все восстающие против Церк­ви народы. Святитель Андрей Кесарийский поясняет, что «Христос Бог чрез них (верных чад Церкви) пасет народ креп­кими, как железо, руками сильных римлян».

Когда христи­анским народам Бог отдал весь мир, то это было первым проявлением власти Христа. Христиане верили Богу, поэ­тому им принадлежал весь мир, вся планета была в их вла­сти. А когда люди отказались от Христа, отреклись от Бога (атеизм, дарвинизм и др.83), то все рухнуло. И это неизбеж­но, это прямой результат отречения от Бога. Однако это только начало: святой Андрей Кесарийский говорил, что во всей полноте народы будут пастись жезлом железным в день Суда, когда христиане будут судить ангелов и высту­пят свидетелями против убийц.

Итак, сказано, что Он «упасет народы жезлом железным», то есть христиане обличат богоборцев, богохульников, отступников, неверующих. По словам Андрея Кесарий-ского, они в Судный День сокрушат все наглое высоко­мерие язычников, которые отказались принять радост­ное вино Святого Благовестия. Мир ненавидит христиан, потому что чувствует, что от них ему придет конец.

Неже­ланием принять христианство мир обрекает себя на кару Божию, и обвинителями в день Суда выступят христиане — это и будет проявление их власти над миром, над государ­ственной властью. Почему жезл железный? Помните, в Книге пророка Даниила рассказывается о золотом царстве Вавилонском, серебряном Персидском, медном Греческом... и железном царстве — Римском.

Тот самый железный жезл во времена 167   Римской империи был вручен Богом христианам. Неслу­чайно это было предсказано в Писании: Промысл Божий должен был сокрушить национальную культуру для того, чтобы слово Божие стало доступно для всех людей.84 «И восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» (Откр. 12, 5)

, то есть сатане не удалось уничтожить хри­стиан. Святые похищаются из этого мира именно в тот момент, когда они уже созрели для благовестия, когда в них родился Христос. Поэтому праведники часто рано умирают. Как было сказано у пророка Исаии: «Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благо­честивые восхищаются [от земли], и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла» (Ис. 57, 1).

Господь крадет у сатаны Своих праведников. И неслучайно самый близ­кий контакт человека с диаволом происходит в момент окончательного рождения, то есть когда человек рож­дается в вечности. Поэтому когда душа выходит из тела, она попадает на мытарства и встречается там с диаволом и бесами, проходя через их непосредственную область — поднебесную.

85 «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шесть­десят дней» (Откр. 12, 6). Дело Церкви завершится, когда она достигнет совершенства — соберет всех своих детей. После этого Церковь удалится из этого мира. Мы знаем, что в конце времен на 1260 дней христиане уйдут из мира, будут скитаться в горах, пустынях, скрываться в вертепах, жить в безлюдных местах.

Сам Господь будет их кормить и заботиться о них. Здесь видна прямая параллель с древ­ним народом Бога — еврейским: выведя евреев из египет­ского рабства, Господь направил их в пустыню. Он говорил через пророка Осию к еврейскому народу, что Израиль стал блудной женой, поэтому пустыня необходима ему как 168   очищение, как путь обратно, к истинному Богу: «Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее» (Ос. 2, 14).

Создатель, обращаясь к Своему народу, предсказывает последнее обращение евреев в Православие при антихри­сте. Сказано, что Сам Бог будет кормить Свой народ, как кормил его в пустыне.86 Господь предупреждает, что нуж­но будет бежать, когда придет антихрист. В эти 1260 дней Церковь будет учиться новым тайнам и готовиться к пере­ходу в вечность. Это время последнего великого обучения святой Церкви, последняя подготовка перед переходом в Царство Божие.

Сказано, что последнее, дополняющее число мучеников войдет в Церковь именно в это время. Многие святые, например, святой Нифон Кипрский, гово­рили, что те праведники, которые просияют в конце вре­мен, окажутся выше многих великих святых, хотя никаких особых великих деяний не будут творить; но они сохранят свое сердце в чистоте Бога, они окажутся Ему верными, будут исповедовать имя Господне и за это спасутся.

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воева­ли против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (Откр. 12, 7-8). Здесь говорится о великой войне, а точ­нее, новом ее этапе. Из среды Ангелов Люцифер был изгнан сразу же после творения. Об этом рассказывает Книга пророка Иезекииля: «От обширности торговли тво ей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней» (Иез. 28, 16).

И Христос сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как мол­нию» (Лк. 10, 18). Но при этом доступ на небо сатана имел, это видно из Писания: когда сыны Божии пришли покло­ниться Богу, пришел с ними и сатана. Он же приходил кле­ветать Богу на праведного Иова; у пророка Михея опи­ 169   сывается, как сатана был возле Господа и подтверждал, что станет духом лжи в устах у лжепророков.

Так что диа-вол имел доступ в небо и клеветал на людей Божиих день и ночь. А когда появляется Церковь Божия, Господь сверга­ет с небес сатану. Он посылает Архангела Михаила, чтобы вновь воевать с диаволом. Между прочим, слово «Михаил» означает в переводе с еврейского «кто как Бог» в значе­нии «никто не равен Богу». Так возгласил Архангел Миха­ил во время первой битвы с Люцифером: «Никто не равен Богу, и никто не может быть подобным Ему».