Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)/Проповеди Том II/ Библиотека Golden-Ship.ru

И напомнил Дух Святой апостолам, как обещал им Христос, все, что слышали они от Него. От Духа Святого получили они чудесный дар знания языков и наречий всех тех племен и народов, которым должны были они нести проповедь Христова Евангелия. В день Пятидесятницы великий Первоверховный апостол Павел еще не был в числе других апостолов, но после чудесного обращения его на пути в Дамаск ему предстояла еще гораздо более трудная деятельность, чем другим апостолам.

Он должен был написать четырнадцать своих великих посланий к Церквам, которые необычайно глубоки и святы и составляют весьма важную часть Нового Завета. И великий апостол нуждался в еще большем излиянии на него благодати Святого Духа, чем та, которую получили другие апостолы в великий день Пятидесятницы. И действительно получил ее в великом преизбытке.

В начале двенадцатой главы второго послания к Коринфянам читаем необыкновенные слова его о некоем человеке, "…который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю; Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке…, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать" (2 Кор. 12, 2-4).

Конечно, только по великой скромности своей он говорит, что это необыкновенное событие произошло с каким-то человеком, а не с ним самим. Восхищение в рай, в котором слышал он неизреченные глаголы, недоступные людям земным, было не меньшим, а может быть, и большим приобщением к сокровенной Божественной премудрости, чем то, которое получили другие апостолы в день сошествия на них Святого Духа.

Вспомним и о другом величайшем апостоле, Иоанне Богослове, написавшем изумительное четвертое Евангелие, безмерно превосходящее по своей глубине все когда-либо написанное мудрейшими людьми. Вспомним о таинственном Откровении о конечных судьбах мира, которое получил он от Бога на острове Патмосе через посланного к нему Ангела. Конечно, это великое Откровение было чрезвычайно важным дополнением к тому исключительному расширению и углублению всех сил ума и сердца, которое получил великий Иоанн вместе с другими апостолами в день сошествия на них Святого Духа.

Верю, что и апостол Лука, святую память которого мы ныне празднуем, принадлежит к числу мудрейших и святейших людей мира и близких друзей Христовых. Он совершил преславное дело, написав третье Евангелие, которое святые отцы Церкви ставят близко к величайшему Евангелию Иоанна по глубине и значению его. И хочется нам верить, что и великий Евангелист Лука был удостоен от Бога получить сугубые дары Святого Духа, подобно апостолам Иоанну и Павлу, каким-то неведомым нам образом.

И если действительно это было, то не должны ли мы глубоко преклониться пред этим великим апостолом и Евангелистом. Велика полученная мною от Бога милость и честь носить его святое имя и принадлежать к сонму преемников апостольских – епископов. Но велика и отрадна и ответственность моя пред Богом, если усмотрит Он хотя бы малое нерадение в моем труднейшем архиерейском служении.

Вознесем же от чистых сердец молебное пение апостолу и Евангелисту Луке, умоляя его быть моим защитником и предстателем на Страшном Суде Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Аминь. 1957 г. СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ У святого апостола Павла в послании к Римлянам читаем великие слова, которые должны быть положены в основу жизни каждого христианина:"…любовь есть исполнение закона" (Римл. 13, 10).

У того же великого апостола в первом послании к Коринфянам читаем великий завет, данный нам: "Достигайте любви…" (1 Кор. 14, 1). Как должны мы понимать эти слова великого учителя народов? Они требуют двоякого понимания: мы должны исполнением заповедей Христовых достигнуть такой чистоты сердца, чтобы оно было вместилищем любви ко всем людям.

А с другой стороны, мы должны стать достойными любви к нам ближних наших. В первом соборном послании апостола Иоанна Богослова находим и обоснование завета о стяжании любви: "…не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1 Ин. 4, 20). Глубочайшей нашей любви заслуживают все святые апостолы Христовы, проповедавшие миру о заповедях, притчах, чудесах Господа нашего Иисуса Христа, в Его крестной смерти, Воскресении и Вознесении на небо.

Но их устная проповедь была достаточна только в первое время по окончании земной жизни Спасителя нашего, ибо устное предание может быть забываемо, изменяемо и даже искажаемо. Поэтому особенной и самой глубокой любви заслуживают те ученики Христовы, которых мы называем не только апостолами, но и евангелистами, то есть писателями четырех Евангелий Христовых, которые и доныне ненасытно читают христиане всех народов.

Одним из великих четырех евангелистов был святой апостол Лука, благословенную память которого мы ныне совершаем. Он написал не только высоко ценимое третье Евангелие, во многом дополняющее три других Евангелия, но и драгоценную для нас книгу Деяний святых апостолов. Свою великую проповедь закона Христова все святые апостолы, кроме только Иоанна Богослова, запечатлели страшной мученической смертью.

Но их проповедь не могла замолкнуть, и продолжать их проповедь были призваны Богом их преемники – епископы, проповеди которых Сам Пастыреначальник Иисус Христос придает великое значение, ибо так сказал Он о них: "Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня" (Лк. 10, 16). Если так огромна и ответственна задача епископов, если должны они быть продолжателями проповеди апостольской, то все они должны проникнуться словами апостола Павла: "…если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая note 8 моя, и горе мне, если не благовествую!" (1 Кор. 9, 16).

Мы должны не только продолжать, но и разъяснять проповедь апостолов и все Священное Писание. Этим заслужат преемники апостолов глубокую любовь своей паствы, этим заслужат и великую награду от Бога в жизни вечной. Это не мои слова, это слова Самого Господа Иисуса Христа: "…кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Мф 5, 19).