Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)/Проповеди Том II/ Библиотека Golden-Ship.ru

Надо с великим вниманием преклонить ухо свое к тому, что дальше говорит Христос: "Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой" (Ин. 12, 26). Неужели же не безумие предпочитать славу от людей, таких же грешных и недостойных, как мы, безмерно драгоценной и вечной славе от Самого Отца Небесного?

Возненавидим же славу от людей и будем помнить слово, сказанное Господом Иисусом Христом: "…что высоко у людей, то мерзость пред Богом" (Лк, 16, 15). Неужели будем стремиться к тому, что внушают нам бесы честолюбия, и что мерзко пред Богом, а не пойдем по пути Христову, пути страданий, за которые почтит нас Отец Его Небесный?! Да не будет! Да не будет этого с нами! Аминь. 1958 г.

МЫ – ХРИСТОВО БЛАГОУХАНИЕ Выслушайте удивительные, волнующие и возвышающие дух наш слова Апостола Павла из второго послания Коринфянам: "…благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь" (2 Кор. 2, 14-16).

Как радостно, какое счастье слышать из уст великого Апостола, беспрестанно гонимого за проповедь о Христе, его бодрые слова о том, что Бог всегда дает ему торжествовать в его отважной борьбе с язычниками и неверующими иудеями! Какой это великий урок для нас, малодушно и трусливо отступающих пред всякими опасностями исповедания пред людьми нашей веры в Господа Иисуса Христа и последования Его святейшим заповедям!

Если так могущественно помогал Господь Бог Своему великому Апостолу, то воспрянем духом и мы, рядовые христиане, и смело будем идти чрез тесные врата узким и каменистым путем, не боясь никаких препятствий и ран. Еще с большим волнением и восторгом слышим мы, что великий Апостол называет себя и подобных ему делателей на ниве Христовой удивительным и великим названием благоухания Христова, распространяемого повсюду.

Ведь нет большей радости, чем жизнью своей, делами и словами своими распространять вокруг себя благоухание чистоты и святости, а не зловоние низких страстей и похотей, лжи и коварства. Христово благоухание, распространяемое добрыми и чистыми христианами в грешном мире, не дает ему закоснеть во зле и неправде и многим дает силы в борьбе со злом.

Оно для них – запах живительный, на жизнь. Но с душевной болью слышим мы от Апостола Павла, что не всем приятно благоухание Христово, что для некоторых оно – запах смертоносный, на смерть. Кто они? Это те, которые предпочитают совсем иные запахи, нисколько не похожие на благоухание Христово; оно для них весьма неприятно: оно мешает им идти своим путем, а не путем Христовым.

А так как Апостол Павел совершенно убежден в том, что только путь Христов ведет в жизнь вечную, то он и говорит об этих людях, для которых благоухание Христово погибельно. Мы думаем, однако, что эта мысль Апостола требует некоторых ограничений. Христово благоухание исходит прежде всего от Евангелия Христова, а его не читают и не знают миллионы мусульман и буддистов, как мы, христиане, не читаем Корана и книг индийской религиозной философии, Благоухание Христово непонятно и миллионам других людей – людям не получившим никакого религиозного воспитания.

От них, конечно, нельзя требовать понимания Христова благоухания и преклонения пред ним. Только те, кто сознательно "попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен…" (Евр. 10, 29), дадут тяжелый ответ пред Богом. Таких, конечно, нет среди вас, слушающих меня в храме Божием, и за сие приношу хвалу, и честь и благодарение Господу нашему Иисусу Христу с Его Предвечным Отцем и Всесвятым Духом. Аминь.

О ВЕЛИКОМУЧЕНИКЕ ФЕОДОРЕ СТРАТИЛАТЕ Недавно я говорил в кладбищенской церкви о весьма важном значении для нас житий святых. Вчера в Алуште был храмовой праздник в память перенесения мощей святого великомученика Феодора Стратилата. Хочу и вас познакомить с житием этого великого святого. Он был стратилатом, т.е.

воеводой в городе Гераклее близ Черного моря и жил в конце III и начале IV века по Рождестве Христовом. До царя Ликиния дошла весть о том, что Феодор христианин и отвращает от языческих богов жителей Гераклеи, и он потребовал к себе в Никомидию Феодора. Желая пострадать за Христа на месте своего жительства, среди множества обращенных им ко Христу, Феодор прибег к хитрости: он написал Ликинию, что в Гераклее неспокойно, народ перестает чтить языческих богов, и потому просил Ликиния самому приехать в Гераклею и привезти побольше золотых и серебряных идолов.

Царю понравилось это предложение, он принял его и прибыл в Гераклею с восьмитысячным войском и многими сановниками. Радостно приветствовав Феодора, он назначил на другой день жертвоприношение языческим богам, которое должен был публично совершить Феодор. Феодор просил оставить ему на ночь золотых и серебряных идолов, чтобы помолиться пред ними. Но вместо молитвы Феодор разбил их на куски молотком и раздал нищим.

Узнав об этом, Ликиний пришел в бешенство и осудил Феодора на тяжкую казнь. Три и четыре воина до изнеможения били его по спине и чреву сырыми воловьими жилами, потом оловянными прутьями, обжигали свечами, резали бритвами и бросили в темницу. Через пять дней он был распят на кресте, юноши стреляли в него из луков, и две стрелы попали в оба глаза его.

В чрево его вонзили острый железный прут. На другой день Ликиний послал принести тело умершего, как он думал, Феодора, но его нашли совершенно здоровым, снятым со креста и сидящим у подножия его. Ликиний велел отрубить голову Феодору, но поднялся народный бунт; 370 воинов Ликиния уверовали во Христа, и царю грозила опасность от народа. Но ее предотвратил сам Феодор, спокойно склонивший под меч палача свою главу с благодарственной молитвой к Богу.