Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)/Проповеди Том II/ Библиотека Golden-Ship.ru

Вода и здесь, как разумная тварь, была послушна повелению Божьему. И не только непосредственным повелениям Божиим повиновалась вода, которую напрасно считают люди мертвою. Вода точно ощутила святость милоти великого пророка Илии, которою ударил он по ней, чтобы она остановила свое течение и мог он с пророком Елисеем перейти по дну Иордана на другой берег, как читаем в пятой паремии.

А что велика была святость милоти Илии, знаем мы из того, что, 6росив ее на ученика своего Елисея, он передал ему в сугубой степени свой дар чудес и пророчеств. Одиннадцатая паремия повествует об изумительном чуде сожжения жертвы пророка Илии в его споре со жрецами Вааловыми. Огонь ниспал с неба и сжег жертву пророка после пламенной его молитвы и поливания жертвенника и жертвы двенадцатью водоносами воды.

В третьей паремии слышим, как горькая вода Мерры внезапно стала сладкой, когда пророк Моисей, по повелению Божьему, вложил в нее кусок дерева. В двенадцатой паремии читаем, как изменились губительные и вредоносные свойства Иерихонской воды, когда всыпал в нее благословенную соль пророк Елисей. В шестой паремии читаем о внезапном исцелении от жестокой проказы Неемана, военачальника царя Сирийского, окунувшегося семь раз в Иордане по приказу пророка Елисея.

Это ли не огромная власть молитвы великого праведника и пророка над водной стихией?! Для чего так много говорил я вам, излагая паремийные чтения праздника Богоявления, о чудесных изменениях свойств воды по Божьим повелениям и по молитвам святых? Конечно, для того, чтобы ответить на трудный вопрос о целях Крещения Господа Иисуса Христа от Иоанна в струях Иорданских.

В прошлые годы я говорил вам о том, что и сам великий Креститель Иоанн был удивлен желанием Агнца Божия креститься от него. Много говорил о глубоком ответе Спасителя на недоуменный вопрос Иоанна: "Остави нынe: тако бо подобает нам исполнити всяку правду" (Мф. 3, 15). Паремии великого праздника Крещения Господня наводят нас на понимание и другой цели Крещения Господа Иисуса Христа.

Своим погружением в воды Иордана Он освятил их и дал им чудодейственную силу для совершения великого таинства крещения. При троекратном погружении в воду, освященную глубокими молитвами, крестным знамением, помазанием освященным елеем крещаемый освобождается от первородного Адамова греха и от всех собственных грехов своих и выходит из купели святым и чистым.

Освящение воды, совершаемое при таинстве крещения совсем не так, как при водосвятном молебне и даже при великом освящении воды в день Богоявления, составляет весьма важную часть таинства крещения. В глубокой молитве на освящении воды священник призывает Самого Господа Иисуса Христа, освятившего Иорданскую воду Своим Крещением, освятить и воду купели для крещаемого.

С благоговейным трепетом да произносит священник эту молитву и да совершает великое таинство, мысленно взирая на Крещение Господа Иисуса Христа в водах Иорданских. И мы, все христиане, с великим благоговением и страхом да возносим в святой день Богоявления сердца наши к Богу, только однажды, в день Крещения Господня, ощутительно явившего нам великую тайну Своей Троичности.

Своими ушами слышали люди на берегу Иордана глас Бога Отца, говорившего: "Сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих" (Мф. 3, 17). Своими глазами видели они Второе Лицо Святой Троицы, Богочеловека Иисуса, стоящего в воде Иорданской; видели Третье Лицо Святой Троицы – Пресвятого Духа, в виде голубя, спускавшегося с небес на Господа Иисуса.

А для людей гораздо легче было уверовать в Святую Троицу, видя и слыша Ее, чем уверовать только по проповеди о Ней. Примем же и мы с глубокой верой свидетельство этих древних христиан и пойдем вместе с ними по пути, указанному нам Богочеловеком Иисусом Христом, прося благодатной помощи Святого Духа на этом трудном пути. Аминь. 1957 г. СЛОВО НА ПАССИИ ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЕ От дворца Пилата, у которого происходил неправедный суд над Господом нашим Иисусом Христом, от претории, в которой воины Пилата истязали Его, шел длинный путь за город, на страшную Голгофу, где производились смертные казни.

Этот страшный скорбный путь, Via Dolorosa, как назвали его римские христиане, должен был пройти Спаситель наш, Сын Божий, неся на своих плечах свой страшный, тяжелый крест. Но Он не мог идти… Пройдя несколько шагов, Он падал на землю, и Его надо было поднимать, снимая с Него тяжелый крест. Почему падал Он, почему не мог нести креста? Потому что пред началом Своего страшного пути Он подвергся ужасному бичеванию страшным римским бичом, который состоял из короткой рукоятки и пучка ремней, переплетенных железной проволокой, в которую были вставлены угловатые куски костей.

Обнаженного Господа нашего воины Пилата били наотмашь этим страшным бичом, отрывая куски кожи и да-же мышц. Это бичевание было так ужасно, что иногда преступники умирали под ним. По закону римскому смертная казнь должна была исполняться только через десять дней после приговора о ней, но с распятием Господа Иисуса Христа не могли ждать, потому что совсем уже приблизился великий праздник Пасхи.

И потому непосредственно после бичевания Господа нашего на Него возложили крест и повели по страшной Via Dolorosa. Но, избитый до полусмерти, Он не мог идти, и то и дело падал. Исполнители казни, вынуждены были помочь Ему: они остановили шедшего с поля им навстречу некоего Симона Киринейского и велели ему нести крест Христов. Освобожденный от страшной ноши, Господь с трудом шел впереди Симона, и внимание Его уже на было всецело сосредоточено на тяжких муках Его.

Он поднял голову и смотрел на огромную толпу народа, сопровождавшего Его на Голгофу. В ней было много женщин, горько плакавших и рыдавших, глядя в последний раз на Божественного Страдальца, Великого Чудотворца и Учителя высшей Божьей правды. Сердцеведец Господь видел их добрые и мягкие сердца, их горькие слезы и, обратившись к ним, сказал страшные слова: "Дщери Иерусалимские!