Святоотеческое наследие [Pagez.ru]

изрекается присно для нас божественный возглас: Двери! Двери! вонмем! [73]. Посредством удвоения осязаемых дверей учреждена охрана от недостойных помыслов и самих, я утверждаю, чувств, через которые смерть имеет обыкновение входить в душу человека.

17. И справедливо: ибо принимающийся без опыта [74] и без предосторожности за созерцание устройства нашей природы, имея образ мыслей от Евы, обманутой древним змием, припоминая гладкость удовольствия и принятие (его) как хорошую участь, скоро претерпит то же, что и Адам и, подобно ему, увидит себя самого нагим от благодати Божией и найдет себя изгнанным от бессмертного наслаждения Божия, и пребывающим [75] вне этого рая, и плачущим, и, как листьями смоковницы [76], облеченным только стыдом. А это немедленно (становится)

нашим видением этого осязаемого рая творений, как и другими отцами рассмотрено [77] прежде нас.

б. С другой стороны, сколькими способами мы видим рай умопостигаемым через логосы созерцания и какие в нем насаждения

18. Итак, давайте скажем и о божественном умопостигаемом рае, насажденном в сокрытом творении наших душ. Что это за божественные растения, насажденные в нем? И каково наше делание в этом (раю)? Об этих вопросах мы ничего не встретили с давнего времени ни у одного рассуждавшего из божественных отцов или мудрецов. Является же созерцание его (умопостигаемого рая)

весьма приятным и радостным для тех, которые возделали в нем и сохранили заповедь или даже после падения вернули себя к возделыванию и хранению в нем, так как в самом деле они обучили чувства души [78] и полностью насладились от Древа Жизни и не были повреждены [79] от вкушения второго, того самого Древа знания. Остальным же, нисколько не думающим о божественных делах, для которых труд или усердие не соделались в разумное делание от Духа, им не может быть явлена полнота видимого, так как это будет признаваться глупостью теми, кто является душевными по божественному Апостолу: Душевный человек не принимает того, что от Духа; потому что почитает это безумием [80]; и не может уразуметь, потому что закон есть духовный [81], и мы объясняем духовное духовным [82]. (Душевные)

же будут называть это восхождением, а не созерцанием истины [83], но мы, осудив особое (мнение их) за высокомерие, давайте приступим к созерцанию духовного рая. Воистину так.

19. Вначале после переведения сущих из не-сущих создав великий мир, человека Бог поместил на этот видимый (мир), как на малый [84], по своему образу сотворив его и провозгласив царем надо всем, что на земле. И поэтому, как в великом мире, насаждает духовно в нем (человеке) и другой божественный рай, лежащий далеко над видимым, так как в самом деле украшен бессмертными и вечноцветущими насаждениями и освещен Солнцем Правды [85].

Это же есть место Царства Небесного, которое расположено на восходе Солнца Правды, в земле кротких [86], как говорит Сам Бог: Царствие Небесное внутри вас [87]. Далее, в этом раю насаждено Богом само Древо Жизни и Древо познания добра и зла. Итак, какие же они?

20. Древо Жизни это Святой Дух, живущий в верующем [88] человеке, как говорит Павел: Не знаете ли, что тела ваши суть храм Святого Духа [89], живущего в вас [90]? Древо же познания добра и зла - это чувство, приносящее два противоположных друг другу плода, оно двояко по природе.

в. Каковы плоды обоих насаждений умопостигаемого рая?

21. Каковы же они? - Удовольствие и страдание [91], каждое из которых разделяется еще раз на два: первое - на естественную и необходимую потребность [92], и на сладострастие и пресыщение; второе же - на страх и печаль, и на духовные труды и подвиги.

Из них первое хорошо, будучи получено во благовремении [93] для естественного и необходимого принятия. Ведь ни плохо же было насаждено в нас Богом чувство, и ни завистливо запрещено, когда Он сказал: От всякого дерева в раю ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешьте от него [94] Но это чувство, воспринятое во благовремении, как сказано, по естественной и необходимой потребности, согласно которому в нас и создается ведение добра, является прекрасным божественным древом.

Ибо оно насаждено для некоего опыта и испытания и обучения наклонности послушания или непослушания человека. Поэтому ведь оно (чувство) и названо Древом познания и доброго и злого, ибо дает принимающим от него способность к познанию собственной природы, что именно хорошо для совершенных, плохо же для еще несовершенных и более неумеренных в чувствах, подобно тому, как твердая пища (вредна)