Уроки креационной науки

Нашлись на счастье эволюционистам такие элементы, которые превращаются в другие очень медленно, с периодом полураспада в десятки и сотни миллионов лет. Определив такие длительные периоды полураспада для следующих пар элементов: уран-свинец, калий-аргон, рубидий-стронций и некоторых других, ученые решили использовать этот процесс для измерения давнего времени.

При этом они приняли следующие неочевидные предположения: 1. Дочерний элемент не присутствовал в датируемой породе изначально, а образовался только благодаря распаду "материнского". То есть, предполагается, что в начале в породе вовсе не было, положим, свинца, а был только один уран. Проверить это, разумеется, невозможно. Но очень сомнительно, чтобы устойчивого элемента изначально не было, а распадающийся, нестабильный элемент был.

Конечно, здесь вводятся предположения и о том, что некое количество дочернего элемента уже было. Но какое? Здесь предлагаются разные методики, и все же указанная проблема начальных условий впрямую неразрешима. Какие-то предположения непременно лежат в основе всего расчета и, соответственно, определяют и его достоверность. 2. Датируемый образец предполагается совершенно замкнутой системой.

То есть ни дочерний, ни материнский элемент из него не исчезали и в него не попадали на протяжении всех предполагаемых миллионов лет, которые от него ожидаются. Отсюда сразу следует, что для определения возраста собственно осадочных пород такое условие соблюсти принципиально невозможно, ибо они почти всегда в большей или меньшей степени пористы и проницаемы для воздуха и влаги.

В этом смысле самым ненадежным является калий-аргоновый метод, поскольку соли калия легко растворимы в воде, а аргон является газом. Более или менее правдоподобно выполнение этого условия в магматических породах – гранитах и базальтах, но тут же возникает проблема, как соотнести возраст вулканической и близлежащей осадочной породы. Есть ли гарантия, что обе породы имеют равный возраст?

Здесь приходится руководствоваться лишь взаимным расположением магматической и осадочной породы в конкретном месте залегания и решать лишь вопрос о том, какая порода старше. 3. Скорость радио-распада полагается постоянной, хотя она в прошлом могла быть выше и вообще могла изменяться неизвестным образом. И если в прошлом распад шел быстрее, значит, и рассчитанный возраст будет явно завышенным.

Впрочем, согласимся, что скорость распада можно считать постоянной с достаточной точностью, ибо она не зависит от геологических событий.   Наконец, следует учитывать редкость этих тяжелых элементов в любых породах и их очень малые концентрации. В этих условиях просчет на несколько атомов дает уже большую погрешность в определении возраста.

А в разных образцах одной и той же породы концентрация редкого элемента может меняться в очень широких пределах. Таким образом, вместе со значительной систематической погрешностью возникает не меньшая случайная погрешность. С учетом всех этих непроверяемых, сомнительных, а то и заведомо ложных предположений, неудивительно, что результаты радиодатирования одной и той же породы разными методами дают громадный разброс результатов – в сотни и тысячи раз.

Публикуются обычно только те результаты, которые соответствуют геологической колонке и совпадают с возрастом "руководящих ископаемых". Никогда не бывает так, чтобы радиометрическая лаборатория получала заказ на определение возраста совершенно неизвестных пород. Обычно хронометристы уже знают, что образец взят, к примеру, из девонских слоев.

Естественно, что в таком случае никто не выдаст ответ: 1 миллион лет, даже если он реально получается. Об этом открыто говорят и сами сторонники эволюционной школы. Они вовсе не ставят радиометрическую шкалу в качестве эталона абсолютного геологического времени. "Дело не столько в техническом несовершенстве "абсолютных" датировок, сколько в том, что они принимаются во внимание лишь в том случае, если они не вступают в противоречие с временными отношениями конкретных геологических тел" [24].

Проще сказать, зачастую радиоизотопная датировка может верхний слой показать более старым, чем нижний и тогда на этот результат просто не обращают внимания. Для корректировки и "подгонки" результата в приемлемые рамки можно просто соответствующим образом менять исходные предположения. Например, назначить, что не весь свинец образовался при распаде урана, а только половина его массы. Получится в два раза меньший возраст.

Но почему именно половина, а не треть, например? – Получается так: что закладывается в исходные предположения, то и получается в результате. Если ученик на лабораторной работе получает такой разброс результатов, он легко сообразит, что продолжать работу на такой установке бессмысленно. Если же при этом учитель или лаборант будет настаивать на получении хотя бы каких-то результатов, есть все основания полагать, что ученик их просто "подгонит" под теоретически ожидаемые.

Не следует думать, что взрослые ученые поступают всегда намного честнее подобных школьников. Потому-то последнее слово в хронологии по-прежнему и неизменно принадлежит руководящим ископаемым, то есть по сути дела униформистским предположениям. УГЛЕРОДНЫЙ МЕТОД ДАТИРОВАНИЯ Среди радио-методов несколько особняком стоит углеродный метод, результаты которого для недавних сроков бывают еще более-менее правдоподобными.

Но этим методом никто не пытается измерить геологические сроки в миллионы лет. Дело в том, что период полураспада радиоактивного углерода-14 составляет около 5700 лет, а для больших сроков все измерения будут заведомо ненадежны, поскольку малая погрешность в определении концентрации приводит к огромной погрешности в измерении возраста. Лучше всего это видно на приводимом графике зависимости концентрации от времени.