Православие и современность. Электронная библиотека

Теперь возникает другой вопрос: когда же была вырыта (или расширена) пещерка под скалой Мориа? Вряд ли можно предположить, что при таком бережном сохранении скалы в нетронутом виде кому-нибудь было разрешено устроить там свое жилье, тем более, при земляных работах в этом помещении легко мог рухнуть потолок, и поверхность скалы провалилась бы.

Надо полагать, что пещера существовала еще до жертвоприношения Исаака. Кто же и когда ее создал? Конечно, историческими фактами мы не располагаем, но есть на это свидетельство Божие. Господь сказал Аврааму, который жил тогда около Хеврона: "Иди, Я покажу тебе место на горе Мориа, где ты принесешь Мне в жертву сына". Три дня шел Авраам к этой возвышенности, и Господь указал ему точное место на холме, именно над пещерой.

Возникает вопрос: почему Господь повелел Аврааму идти на это место? Чем оно более других было достойно великого жертвоприношения, ведь путь Аврааму предстоял неблизкий? Можно ли предположить, что это было просто чье-то жилье, гробница какого-нибудь местного князя или что-либо другое? Конечно, нет.

Если правильно предание Церкви о том, что под Голгофой находится могила Адама – а Церковь ведь обладает Богооткровенным знанием – то там, куда направил Авраама Господь, было жилище Адама, место его молитв и слез о первородном грехе. Возможно, что там же, наверху, стоял и его жертвенник. Только так можно понять, почему Господь повелел Аврааму идти именно на это место.

Таким образом, получилась непрерывная цепь – жертвенник и молитва Адама, жертвенник, на котором был положен Исаак – прообраз Сына Божия, принесенного в Жертву за грех Адама и грехи мира, а потом на этом же самом месте совершалось тысячелетнее жертвоприношение избранного израильского народа.

Наконец, здесь исполняются все чаяния Ветхого Завета от Адама до Симеона Богоприимца – именно сюда приносят Младенца, будущего Искупителя первородного греха, и здесь Его встречает величайший тайнозритель Ветхого Завета Симеон Богоприимец, говоря: "Видели очи мои спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицом всех людей, свет ко просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля".

Христос, потомок Адама, обещанный Богом, приходит на место жилища Адама, место его слез, молитв и чаяний, здесь Сын Божий возвещает миру, что Рай возвращается людям, и Царство Божие приходит в силе.

Большинство иудеев не приняли долгожданного Мессию, и Христос говорит им: "Се оставляется вам дом ваш пуст" (Лк. 13, 35) – светило ветхозаветного храма закатилось, а Богу стали поклоняться "в духе и истине" везде – по всем концам земли.

Были ли открыты Адаму тайны будущего? Преподобный Серафим Саровский говорит: "Адаму после падения, а равно и Еве вместе с ним были открыты многие тайны, относившиеся до будущего спасения рода человеческого". "Адам сотворен был не подлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, так что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать его в пропастях своих, ни воздух не мог повредить как бы то ни было своим действием. Все покорено было ему, как любимцу Божию, как царю и обладателю твари".

"Когда же вдунул Господь Бог в лицо Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, Адам стал душой живой, во всем Богу подобной и такой, как Он, на веки веков бессмертной. От этого дыхания Жизни из уст Всетворца и Вседержителя Бога Адам стал настолько мудрым, что не было никогда, да и едва ли будет на земле человек премудрее и многознательнее его" (Из беседы преп. Серафима с Мотовиловым).

Но все, что касается жизни Адама и общения его с Богом, сокрыто навеки, и Библия не говорит об этом ничего.

Прежде, чем рассмотреть с археологической точки зрения вопрос – была ли обитаема территория будущего Иерусалима в первое тысячелетие существования человечества, во время жизни Адама – рассмотрим вопрос, почему об этом ничего не сказано в книге Бытия.

Моисей не указывает места жительства Адама в течение всей его девятисотлетней жизни, сказав только, что после изгнания из Рая он поселился поблизости от него. Моисей не указывает, где жил Ной, и где был погребен Адам.

Предположим, что Господь открыл бы Пророку-Боговидцу, как и многие другие тайны, местонахождение могилы Адама, но мог ли Моисей указать эту могилу? Ведь в таком случае отцу человечества была бы построена монументальная гробница, и на этом месте никогда бы не совершилась искупительная Жертва – распятие Христа Спасителя. Не могла сохраниться память о могиле Адама и естественным путем, гибель человечества при Потопе была причиной потери этой памяти. Новое человечество после Потопа уже не знало точное место погребения Адама.