St. Luke of Crimea

Для избежания коварных сетей нужно, прежде всего, молиться Богу о помощи. Кроме того, необходимо внимать тем, кто неизмеримо лучше нас, до тонкости, познал все сети лукавого,– отцам и учителям Церкви. Не надейтесь на собственный ум и свою способность разобраться в путях жизни, как большинство людей, потерявших веру в Бога и смеющихся над верой в существование диавола. Тех, кто не верит в его существование, ему очень легко уловить гордостью. Если возомните себя способными питаться твердой пищей – жить своим умом, не станете умаляться, как дети, тотчас же в этом гордом убеждении падете. А диавол только и хочет, чтобы вы отказались от руководства Церкви и ее Святых Отцов и не смогли войти в царство Божие.

Спастись от диавольских сетей возможно, если постепенно изживать в себе гордость и самомнение, признавать себя слабыми, ничего не понимающими в духовной жизни и начать следить за своими помыслами, если кротко сознавать себя овцами стада Христова. Когда вы приучитесь слышать глас Истинного Пастыря этого стада и пойдете за Ним, только тогда станете смиренны, и избавит вас Господь от сетей страшных, которые разложил перед вами сатана. Аминь.

13 февраля 1948 года

Древний мир жаждал Откровения свыше

Слово на Послание св. ап. Павла

к галатам, гл. 1, стихи 11-12

О Божественном происхождении Евангелия святой апостол Павел сказал: Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа (Гал. 1:11–12). И Святая Церковь учит о том, что во всех книгах Священного Писания, а больше всего в святом Евангелии и во всех Посланиях апостольских, Сам Дух Святой говорит нам. Это не простая книга, это Божественное Откровение.

Когда начинаем вникать и разбираться, что такое Божественное Откровение и почему оно было необходимо для рода человеческого, то с горькой печалью обнаруживаем, как бесконечно много людей, которым не нужно никакого откровения, которые дерзко отрицают все сверхъестественное, а Божественное Откровение, конечно, сверхъестественно. Они не признают ничего, что не может познать их человеческий разум и что по их мнению противоречит ему.

Жизнь человеческая прежде всего, и жизнь всего мира полна загадок и тайн, непостижимых для нас. Неужели человечество своим умом надеется постигнуть окружающий его мир, найти ответы на те тяжелые вопросы, которых никому никогда не избежать? Сколько горя и нищеты в жизни! И невозможность дать объяснение тем мучительным противоречиям, которые на каждом шагу доставляет жизнь, больше всего гнетет людей.

С тех пор как человек начал мыслить, он терзается вопросами о добре и зле и не может найти ответа на них. Как уйти от страданий, как уйти от того гнета, которым нас давит зло мира сего? Где найти покой и спасение? Как не заблудиться в житейском лабиринте? Как избавиться от власти зла – от власти диавола? Эту власть чувствуют и не могут не чувствовать все те, кто не помышляет о диаволе и в него не верит. Пусть не верят! А он будет давить их и мучить. Всем нам нужно освободиться от его власти, уйти из непроглядного мрака нашей жизни, найти путь спасения.

Великие умы древности с незапамятных времен исследовали эти вопросы и старались проникнуть в тайны бытия, не оставляющие людей в покое. Несравненны по глубине мысли греческих философов, создавших системы философии, изумляющих нас и доныне. Послушайте, что говорит один из наиболее выдающихся умов человечества, философ Платон: «Мы подождем Того, будь это Бог или Богоодушевленный человек, Который научит нас нашим религиозным обязанностям и отнимет мрак от глаз наших». Значит, он не мог постигнуть наших религиозных обязанностей, нашего отношения к Богу, не мог своей могучей мыслью осветить мрак своих глаз.

Другие великие философы: Цицеро톆††, Демокрит**, Анаксагор***, Эмпедокл**** и прочие пришли к заключению, что «чувства наши ограничены, дух слаб, течение времени кратко, а истина лежит глубоко; только мнения и привычки господствуют повсюду, для истины не осталось места, все покрыто мраком».