St. Luke of Crimea

А что скажем мы о нас самих, о христианах, знающих, что есть сатана, боящихся его и духов злобы поднебесных? Мы свободны от одержимости бесовской? Постоянно, каждый день, каждый час проникают бесовские силы в наши сердца. Ибо разве мало в нас гордости, злобы, человеконенавистничества? Разве мало есть людей, которые, помолившись в храме, возвращаются домой и начинают поедом есть своих ближних? Есть, к стыду нашему, даже такие, которые способны на воровство и на блуд, которые легко доступны силе бесовской, всякой похоти и страстям.

Но не будем говорить о тех, которых можно назвать игралищем бесовским. Поговорим о состоянии души тех, кто не крадет, не прелюбодействует, не сквернословит, не предается страстям, о тех, кто ведет жизнь как будто безупречную, кто предан полезной для людей работе, например врачебной. Недавно ко мне как к профессору пришла молодая девушка-врач за лечением. «Расскажите, в чем дело?» – «Да вот, неврастения меня мучает». – «В чем же она проявляется?» – «Нет у меня покоя: всем раздражаюсь, малейшее замечание на работе выводит меня из себя, тут же теряю самообладание и без конца плачу от всякого пустяка».

Я знаю, что такое неврастения, и для меня ясно, что это совсем не она. Начинаю анализировать душевное состояние девушки, расспрашиваю обо всем, узнаю ее интересы – хирургия и еще немного другого душевного порядка: немного литература и искусство.

«Чем вы живете? Только хирургией? Этого немного мало. Вы делаете первые шаги в хирургии, а я прошел длинный путь, дошел до славного конца и скажу вам, что это для меня совсем не главное».

Есть нечто неизмеримо более важное. Душа человеческая бездонно глубока. Были величайшие христианские подвижники, которые всю жизнь проводили в неустанной молитве и посте. Глубина их духовной жизни доходила до того, что они, подобно апостолу Павлу и преподобному Серафиму Саровскому, были при жизни восхищены до третьего неба и видели то, что ждет всех святых в вечной жизни. Были подвижники благочестия, написавшие великие сочинения, дошедшие до нас, которыми мы питаемся как драгоценнейшей духовной пищей. Все их помыслы и стремления были сосредоточены на важнейших запросах духа. Они обладали бесценными сокровищем – собранностью души на помыслах о Боге.

Так ли живут сейчас все люди? Живем ли мы в глубинах нашего духа? Заняты ли мы помышлением о душе, о важнейших задачах, которые нам надлежит разрешить, – о нашей жизни? Нет, мы заняты домашними и служебными делами, погоней за почестями, за обеспеченной жизнью, а запросы духа нам чужды. Люди не только не ищут собранности души, а напротив, стремятся заглушить все беспокойные запросы духа, ищут рассеянности: толпами идут в кино, предаются пошлым развлечениям. Они не выносят одиночества, им всегда нужно общество пустых людей, подобных им, с которыми они тратят время в развлечениях, болтовне и сквернословии, картежных играх, – и тем отвлекают свои сердца и мысли от самого высшего.

Так было и с той девушкой, о которой я рассказал. Почему она всегда плакала и была раздражена? Потому что душа ее не знала покоя, она духовно голодала.

Древний христианский писатель II века Тертуллиан удивительно глубоко и верно сказал: «Душа по природе христианка». Если она не питается духовной пищей, то наступает тяжелое хроническое голодание. При духовном голоде, как и при телесном, человек становится раздражительным, и из его глаз легко брызжут слезы. И нет ему покоя, и не может он забыться ни в каких развлечениях. Это признак того, что человек поддался бесовским ухищрениям.

Почему же люди попадаются на бесовские уловки?

Человек живет в общественной среде, его миропонимание, его мысли, желания, дела определяются в огромной мере воздействием той среды, которая его окружает. Если здоровый человек будет долгое время находиться возле чахоточного больного и дышать воздухом, насыщенным мельчайшими брызгами мокроты, содержащими туберкулезные бациллы, то, вдыхая этот воздух, он сам заражается. Подобным образом заражаемся мы и от больных гриппом.

Так и в жизни духовной. Если человек живет в атмосфере множества духов злобы поднебесных, среди соблазнов и развращенности, глупости и пошлости, в обстановке безудержных человеческих страстей, то его душа не может не заразиться скверной.

Куда же нам уйти от этой смертельной духовной опасности? Где наша защита от бесов? На все трудные вопросы ищите ответ в Священном Писании. Противоядие от заразы дал нам несколько тысячелетий назад святой пророк Давид: Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое. Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое (Пс. 61:2–3).

Если мы будем заняты полезной для ближних работой, всегда стремясь к собранности души, чистоте и святости, живя в любви к Богу и людям, тогда лукавый с позором покинет наше сердце. Но бывает, что враг снова возвращается и находит полное гостеприимство, ибо мы вновь легко и быстро допускаем нечистоту и злобу в свои сердца. Тогда идет он и берет с собою семь духов других, злейших себя, и, войдя, живут в нем; и бывает для человека того последнее хуже первого.

Да не будет ни с кем из нас никогда этого страшного несчастья, и не найдут духи злобы поднебесные доступа к нам. Да будут сердца наши всегда чисты и святы. Аминь.