Накануне исповеди

3. Притчу о погибшей и обретенной овце Спаситель заключил следующими словами: Говорю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 1 - 7).

4. К притче о потерянной и найденной драхме Иисус Христос добавил: Так, - говорю вам, - бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 10).

5. Притча о блудном сыне - это непререкаемое свидетельство о милосердии Отца Небесного к кающимся грешникам (см. Лк. 15, 12 - 32).

2. По учению Св. Отцов Церкви

1. Святой Ириней пишет: "Страх Господень - начало познания; познание же преступления производит покаяние; кающимся же дарует Господь благоволение".47

2. Святитель Василий Великий рассуждает:

"Спросим Спасителя:

- Для чего Ты пришел к нам? Он ответит:- И пришел не праведников спасти, а грешников призвать к покаянию (Мф. 9, 13).- Что носишь на плечах?- Овцу погибшую, - говорит Он (см. Лк.15, 4, 5).- О ком радуются небесные жители?- Об одном грешнике, - говорит, - Ангелы радуются (см. Лк. 15, 10).Бог кающегося обнимает с радостью. Усерднее прибегнем к Благому Богу. Лишь только захочешь принести покаяние, подобно блудному сыну, как Сам Бог охотно встретит тебя. Думай об Отеческом благосердии и не потеряешь надежды на спасение".483. Святой Ефрем Сирин говорит: "Бог не ограничил покаяния, не определил, что будто для некоторых грехов есть покаяние, а для других нет. Этот Великий Врач душ наших даровал нам это великое исцеление для любой раны".494. Святитель Иоанн Златоуст замечает: "Покаяние - это дар небесный, сила удивительная, благодать, превышающая силу законов. Поэтому ни блудника не отвергает, ни от пьяницы не отвращается, ни идолослужителем не гнушается, ни прелюбодея не отгоняет, ни проклинающего не гонит, ни хульника, ни горделивца, но всех принимает".505. Святитель Григорий Богослов спрашивает: "Желаешь ли услышать о человеколюбии Божием? Если, - сказано, - обратившись, воздохнешь ко Господу, то спасен будешь (Иез. 33, 19). Смотрите, как спасение соединено с воздыханием. Ты не успеешь еще выговорить слова, Он скажет: "Я здесь", - и обратится к душе твоей: Я - Спасение твое (Пс. 34, 3). Между прошением и получением нет посредника: ни золота, ни серебра, ни блестящих и дорогих камней, ничего прочего, чем люди склоняются к милости".5147. Книга III. Гл. 37.48. См. Слово о покаянии49. О покаянии и обращении.50. Беседа 4. О покаянии.51.Из творений свт. Григория Богослова. Изд. 3. Ч. 2. С.74.Когда и при каких условиях покаяние приводит к желаемой цели — исцелению наших душевных язв и полному очищению души?52Прежде всего покаяние должно быть совершенно свободным, а никак не вынужденным временем и обычаем или исповедующим лицом. Иначе это не будет покаяние: Покайтесь, - сказано, - ибо приблизилось царство небесное (Мф. 4, 17). Приблизилось, то есть само пришло, не нужно долго искать, оно само ищет вас и вашего свободного расположения.Далее, раскаяние должно быть, безусловно, искренним, без всякого лукавства, или самооправдания.Убоимся окамененного нечувствия грехов наших, убоимся гордости своей сердечной, которая говорит: "Не нуждаюсь я в прощении грехов, я не виноват, я не грешен" или: "Грехи у меня легкие, человеческие", - как будто нужно, чтобы были бесовские; или: "Мне не худо жить и в грехах моих". Это сатанинская гордость.Прочувствуем глубоко, всем сердцем, свои бесчисленные беззакония, будем воздыхать о них из глубины души, прольем о них слезы умиления и умилостивим разгневанного Владыку. Не станем нимало оправдывать себя, как фарисеи-лицемеры, ибо не оправдается, - сказано, - перед Богом никто из живущих (Пс. 142, 2). Одним только искренним покаянием в грехах мы можем умилостивить Бога. Оставим равнодушие и холодность, будем духом горящим служить Господу.