Митрополит Сурожский Антоний. Труды

основание для подлинного целомудрия, то есть внутреннего и внешнего состояния,

когда человек не стремится ни к чему вне тех отношений, какими является эта

единственная любовь,— есть любовь, единственность любви, тот факт, что

истинно любить можно только одного человека, а все другие люди входят—

каждый в отдельности и все вместе— в нейтральную категорию: это люди, это

больше не мужчины и женщины, не существа, обладающие полом. Но любимый человек

тоже не есть то, что на современном языке называют «объект влечения»; это лицо

другого пола, но и здесь понятие пола далеко выходит за рамки пола физического:оно определяется в категориях мужественности и женственности, оно охватывает ихарактеризует человека в каждой детали его существа, а не просто с точки зренияпродолжения рода. Кроме того, апостол Павел ясно указывает, что в этомединственном, незаменимом отношении брака открытие одного человека другимвсегда имеет глубину духовного порядка— иначе нет данных для брака. И вэтих отношениях тело одного полностью принадлежит другому не в том смысле, чтоон может распоряжаться им насильственно, без благоговения, без уважения, а втом смысле, что поскольку два тела составляют уже одно, то и жизнь едина какжизнь четы и нет жизни, которая принадлежала бы одному или другому отдельно.Но, с другой стороны, апостол Павел утверждает также, что оба супруга могутудаляться друг от друга: не отказывать другому в близости, а позволить другомуотойти ради их духовной жизни. Бывает время молитвы, бывает время духовногоуглубления, время, когда человеческое существо соединяется с Богом особымобразом, когда благодать и опытное познание овладевают не только духом его, нетолько его психологическим и умственным «я», но даже и телом. Есть моменты,когда всякие физические отношения, даже, как это видно из житий святых, самоепростое прикосновение становится невозможным, ибо благодать, как пламя,овладела этим существом, и нет больше места ни для чего до тех пор, пока этадарованная и принятая благодать не станет едино с человеком так глубинно, чтосделается общим достоянием. Но мне кажется ясным, что воздержание тут являетсяне актом отвержения, когда один из супругов отворачивается от другого,отказывает другому в близости, но ситуацией, в которой их взаимоотношениярассматриваются в другом плане.В книге Бытия, в первой главе, сотворение человека поставлено в один ряд ссотворением всех живых существ, и именно внутри этого ряда живых существчеловек получает данное всему живому благословение расти и множиться(Быт1:28). И в другой главе, в совершенно ином контексте, установленбрак. Во второй главе мы видим, что человек, поставленный перед лицом всехземных существ, Человек с большой буквы, взятый от земли, обнаруживает, чтоон— одинок, что нет у него спутника, и Бог избавляет его от этогоодиночества сотворением Евы (Быт2:18—23). Этот акт не имеет никакогоотношения к деторождению, он стоит в иной перспективе, в контексте иногоповествования, здесь перед нами совершенно новая ситуация. И брак связан именнос этой ситуацией— ситуацией человека, достигшего такой зрелости, когда он