Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Он говорит: люди-то были хорошие, да поступали плохо204. Он умел различить между поступком и

человеком, умел, ненавидя зло, жалеть преступника и не обманываться, будто,

ненавидя человека, мы ненавидим действующее в нем зло. Зло в человеке это

раненность грехом. Зло в человеке— это болезнь, в худшем случае—

это одержимость, состояние, которое должно было бы вызывать в нас жалость и

сострадание. Это мы и видим во Христе в предельном смысле, потому что Он пришел

грешников спасти— и какой ценой! Он Сам говорит: Нет больше той любви,

как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин15:13). Христоскаждого человека считал Своим ближним, Своим другом. Он берет на Себя всютяжесть человеческого отпадения от Бога, все его последствия, и к каждомучеловеку, к тем, кто Его ненавидит ярой ненавистью, Он относится с этимсостраданием. Вспомните, как в момент, когда Его пригвождали ко кресту, Онобратился к Богу с молитвой: прости им, Отче! они не знают, что творят (Лк23:34).Иногда говорят, что нельзя не прощать своим врагам, но ненавидеть враговБожиих— законно. Это же безумие! Бог возлюбил тех, которые (это словоапостола Павла, не мое) были врагами Ему (Рим5:10), стал человеком, умерза них, чтобы иметь власть им прощать. Неужели своей ненавистью к тем, кого мысчитаем врагами Божиими, мы Ему как бы бросаем укор и говорим: «Ты ошибся, Тыбыл не прав. Хотя Ты их любил крестной любовью, я их буду ненавидеть„праведной“ ненавистью»? Христос пришел грешных спасти. Я пришел не судитьмир, но спасти мир,— говорит Он Сам (Ин12:47). В тех местахСвященного Писания, Евангелия, где Бог как будто с гневом обращается кокружающим, этот гнев выражает предельную боль, горячность, ожог боли, а нененависть. Да, Христос относится сурово к тому злу, которое происходит отсоблазнов, Он порой сурово обращается к тем, которые не хотят видеть правды иотвергают ее, хотя знают, где правда и где неправда. Вы наверно помнитенекоторые места в Евангелии от Матфея, которые в этом отношении особенно разительны.Вот пример: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире иСидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пеплепокаялись (Мф11:21). Да, горе… Это не проклятие, это крик боли: ведьЯ творил чудеса в вашей среде, Я исцелял больных, Я произносил слова, которыепереворачивают души самых грешных людей, а вы Меня изгнали и отвергли; горевам, горе, пока вы не опомнитесь! И в другом месте есть слова, которыесвященники произносят большей частью очень сурово, забывая именно о боли Христовой.Можно их читать и так, сурово, но можно, представляя себе боль Христову о том,что эти люди погибают, сказать с оттенком горькой печали:Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, чтозатворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхдите и хотящихвойти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домывдов и лицемерно долго млитесь: за т примете тем бльшееосуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу,дабы обратить хоть одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны,