Митрополит Сурожский Антоний. Труды

иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не

могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда,

разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и

переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб:

господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу:

пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо

сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых,

но мало избранных (Лк14:13—24).Разве это не точная картина того, о чем я говорил? Мы призваны на Божий пир.Этот пир должен был начаться на земле, если бы человек не изменил себе и неизменил Богу. Когда Бог создавал мир, Он его создавал прекрасным, в полнойгармонии с Собой и в гармонии всех тварей между собой. И этот мир мог быустоять в первозданной красоте, мог бы вырасти из красоты невинности в стройнуюи уже непоколебимую красоту святости,— но человек изменил и себе, и Богу.Он был призван быть вождем всего мира от невинности к святости, но сам отступилот этого пути, и весь мир заколебался и стал таким, каким мы его видим. И вот вначале этой притчи нам даны три образа, которые применимы к каждому из нас вэтом падшем мире, который мы выбрали своей родиной, тогда как нашародина— Царство Божие, которое могло бы быть землей и небом одновременно,но остается только небом, пока не будет одержана Богом окончательная победа надзлом, над рознью, над грехом.Первый из званых говорит посланному от хозяина дома: я себе приобрел клочокземли, мне надо его осмотреть, освоить, он— мой. Это то, о чем я толькочто говорил,— мы выбрали землю и говорим: я ее хочу освоить, она—моя, я до конца хочу ею обладать, я хочу, чтобы она была тем, что я есть. И незамечаем, что, стараясь удержать землю, сделать ее своей, сами делаемся еерабами, мы ей принадлежим. Мы не можем от нее оторваться, мы всецело внее погружены, корнями врастаем в нее, больше не взираем ввысь, а смотримтолько на эту землю: чтобы она была плодотворна. И в конечном итоге, мы такэтой земле принадлежим, что костьми ложимся в нее, нас в нее погребают, нашетело в ней растворяется, то, что, как мы думали, наше,— теперь намиобладает. Нам некогда идти на пир Божий, на пир веры, на радость встречи,на Божественную гармонию всего, потому что мы хотим освоить землю, и врезультате она нас поглощает.Другой говорит: я купил пять пар волов— надо же мне их испытать! Надоже мне проверить их работоспособность! А кроме того, я же не покупал их, чтобыони стояли в хлеву, они должны труд понести, плод принести. Разве мы не такрассуждаем— каждый по-своему, но все одинаково— о том, что переднами есть задачи! Мы должны что-то осуществить, что-то сделать на земле! Как женам прожить, не оставив следа? И каждый старается по мере своих сил трудиться.Некоторые из отцов древности под образом этих пяти пар волов видят символ нашихпяти чувств. Нам даны пять чувств— зрение, слух и так далее: как же все