Митрополит Сурожский Антоний. Труды

читается по случаю бракосочетания, соединения жениха и невесты по образу

соединения Церкви, то есть той части творения, которая отдала себя Богу, и

Христа (Еф5:20—33). Это совершается в Божественной литургии, но

совершается и во всех таинствах: когда мы освящаем воды крещения, когда

освящаем масло для помазания больных и так далее. Это момент, когда молитвой

Церкви, то есть народа Божия, силой Христа и Духом Святым малая доля творения

освобождается от всякого рабства греху и сама теперь может приобщить и человека

к той святости, непорочности, здравию душевному и телесному, которое у нееникогда не было отнято, несмотря на то что она была порабощена греху.И тут мы приходим к самому, может быть, великому, о чем можем подумать вэтом контексте,— это воплощение Христа от Божией Матери. Божия Матерьплотью Своей принадлежала созданному миру, и Она в Своей плоти была чиста ибезгрешна, не потому, что Она миру принадлежит, а потому, что еще с моментаСвоего зачатия была посвящена Богу чистотой родителей и Ее отдачей ими Богу.Вы, наверное, знаете и помните эту икону— приведение Божией Матери вхрам. Образно это говорит о том, что с рождения Своего Она была безраздельноотдана Богу и в Своей невинности, в Своей девственной чистоте была принесенаЕму, принадлежала Ему безгранично, нераздельно. Но, с другой стороны, Онаявляется наследницей всей святости земли. Родословная Божией Матери, всущности, это был бы рассказ о том, как с сотворения мира до Ее зачатияпоколение за поколением, несмотря на человеческую слабость, несмотря нагреховность, освобождало себя от нечистоты. Каждое поколение очищало хотьодного человека, одну чету от греховности, так, чтобы в совокупности всепоколения, из которых Она рождена, принесли бы, как камни для здания Ееличности человеческой, свою отданность Богу, свою чистоту.В этом ряду мужчин и женщин были грешники, но это все были грешникикающиеся. И «покаяние» в этом смысле не значит просто «сожаление». Это былигрешники, которые сознавали, что отошли от Бога, и рвались всем своим существомвернуться к Нему, которым удавалось в большей или меньшей мере это осуществить,и они передавали следующему поколению свое рвение, свою отчаянную тоску, свойподвиг. Следующее поколение эту тоску брало на себя, подвиг этотсовершенствовало. Из поколения в поколение создавалось новое человечество, водной, может быть, линии, которая приводит к родителям Божией Матери и к БожиейМатери, Наследнице всей чистоты человеческого рода, всей богоустремленности,всей тоски по Богу, всей отдачи себя Ему. И соединяя в Своей плоти чистотутварного мира и чистоту человечества— кающихся грешников и побеждающихсвою греховность святых,— Она делается способной стать сосудомВоплощения. Как это дивно! И благодать Божия сходит на Нее, сходит на эточеловечество, которое, с одной стороны, чисто как вещество, и с другой стороны,свято через самоотдачу Богу.И тут решающую роль играет человеческая свобода, потому что без свободы нашиотношения с Богом невозможны, без свободы могла бы быть только порабощенность,