Митрополит Сурожский Антоний. Труды

правило, лишь те, кто сознательно противопоставлял свое мнение соборному разуму

Церкви. Если же богослов, повинуясь церковному голосу, признавал свои ошибки,

Церковь возвращала ему всю полноту своего доверия. Поэтому, боясь ереси, Отцы

Церкви не боялись ошибок, зная, что infallibilitas (безошибочность) не

свойственна никому, кроме самой Церкви во всей ее полноте, и что сама Церковь

исправит всякую их ошибку и восполнит всякую неполноту.

Таким образом, можно говорить о том, что Отцом Церкви является тот богослов,

который, обладая личной святостью и храня верность Преданию Церкви, в то жевремя говорит на языке, доступном его современникам, не боясь отвечать нажгучие вопросы современности. Отец Церкви все свои богословские суждениясверяет с мнением Церкви, ориентируясь на церковное Предание как главныйкритерий истины. Верность Преданию, однако, вовсе не означает слепогокопирования того, что уже было сказано прежде: напротив, Отцу Церкви нередкоприходится рассматривать проблемы, которые до него никем не рассматривались, норешает он их исходя из духа православного Предания.Митрополит Антоний как выразитель святоотеческого ПреданияГоворить о патристическом контексте богословия митрополита Антония непросто.В своих беседах и проповедях он довольно часто ссылается на Отцов Церкви,иногда называя их по именам, иногда просто упоминая «кого-то из Отцов», однаконикакого систематического исследования святоотеческого наследия мы у него ненайдем. К изречениям и мыслям Отцов Церкви он подходит настолько свободно, чтоиногда невозможно бывает установить источник цитаты: кажется, что когда-тогде-то Владыка Антоний прочел ту или иную святоотеческую мысль, а затем втечение долгих лет жил с нею, осмысливал ее и переплавлял ее в горнилесобственного духовного опыта; то, что явилось на свет в результате этогопроцесса, настолько же является мыслью Отца Церкви, насколько принадлежитсамому Владыке Антонию.Такой метод цитирования был, впрочем, характерен и для самой святоотеческойписьменности. У преподобного Симеона Нового Богослова, например, мы почти ненаходим прямых заимствований из предшествующих Отцов, зато находим множествоаллюзий на творения Григория Богослова, реминисценций и отголосков мыслейдругих авторов, отдельные выражения из литургических текстов. Так же, как и дляпрочих Отцов, для преподобного Симеона православное Предание было той стихией,в которой он жил, тем воздухом, которым он дышал, и потому для него не былонеобходимости постоянно цитировать других Отцов, ссылаться на авторитетыдревности. Он вообще считал, что тому, кто живет в Боге, нет нуждычитать о Боге. «Тот, кто сознательно приобрел в себе Бога, дающего людямзнание… собрал весь плод пользы от чтения, и более уже не будет нуждаться вчтении книг…— говорил преподобный Симеон.— Обладающий каксобеседником Тем, Кто вдохновил написавших Божественные Писания и посвящаемыйИм в тайны сокровенных таинств, он сам станет для других богодухновеннойкнигой, содержащей новые и ветхие таинства, написанные в ней перстом Божиим»6.