Митрополит Сурожский Антоний. Труды

кажущаяся: на самом деле в книге есть своя динамика, вполне соответствующая

основному направлению богословской мысли Владыки Антония. Книга постепенно

ведет человека от телесного к духовному, от внешнего к внутреннему, от

человеческого к божественному. Следуя за богословской мыслью автора, читатель

постепенно погружается в океан внутренней жизни, о котором говорили Отцы

Церкви: сначала входит в него по колено, затем по пояс, потом по грудь, пока,

наконец, воды не сомкнутся над его головой и он не окажется в тех глубинах, на

которых человек может встретить Бога.Первая часть книги посвящена вопросам медицинской этики. Обращениемитрополита Антония к медицине не случайно: будучи профессиональным медиком смноголетним стажем хирургической практики, он накопил огромный опыт, которымделится с читателем. Как нужно вести себя у постели больного? В чем смыслболезней, страданий физических и духовных? Как христианство относится к телучеловека? Какую роль играет материя в духовной жизни? Каково православноеотношение к стигматам? Эти и многие другие вопросы затрагиваются в первой частикниги.Отмечу, что медицина в каком-то смысле родственна пастырству. Всвятоотеческой традиции труд священника нередко сравнивается с врачебнымискусством. Как пишет святитель Григорий Богослов, если врачебное искусствонаправлено на материальное и временное, то пастырство заботится о душе, котораянематериальна и божественна по происхождению. Врач предписывает больномулекарства, рекомендует профилактические средства, иногда даже употребляетприжигания и хирургическое вмешательство; однако гораздо труднее врачевать«нравы, страсти, образ жизни и волю», исторгая из души все животное и дикое инасаждая в ней все кроткое и благородное10.«По всем этим причинам,— заключает святой Григорий,— считаю я нашумедицину гораздо более трудной и значительной, а потому и болеепредпочтительной, чем та, что имеет дело с телами, еще и потому, что последняямало заглядывает вглубь, но по большей части занимается видимым, тогда как нашатерапия и забота всецело относится к сокровенному сердца человеку»11.Говоря собственно о медицине, святитель Григорий называет ее «плодомфилософии и трудолюбия»12,подчеркивая свое уважение к ней. Впрочем, среди Отцов Церкви не былопрофессиональных медиков: и Григорий Богослов, и Василий Великий, и многиедругие Отцы изучали медицину в университетах, но не были практикующими врачами,а потому их рассуждения о врачебном искусстве не выходили за рамкиобщеизвестных сведений из области медицины. Владыка Антоний в этом смысле идетгораздо дальше Отцов: он привлекает реальный врачебный опыт для интерпретацииразличных феноменов физического и духовного бытия человека.Следующий раздел книги посвящен извечному конфликту между верой и неверием,религией и атеизмом. Лейтмотив всех материалов этого раздела— темаверности Бога человеку: даже если человек отвергает Бога и противится Ему, Бог