Митрополит Сурожский Антоний. Труды

нет нужды открывать, являть зрению и разуму, достаточно приобщать Ему. И

здесь целый мир, поле миссии среди тех, кто далеко за пределами (или много ниже

пределов, это зависит от нашей точки зрения) содержания наших речей. Слова,

возможно, потеряли значение, но выражать они должны опыт более подлинный, чем

блеяние овцы.

Для родителей всегда острый момент: как способствовать сохранению в детях

веры, как общаться?

Я думаю, что одна из проблем, которая встает перед подростком, в том, чтоего обучают чему-то, когда он еще маленький, а потом, когда он на десять или напятнадцать лет старше, вдруг обнаруживают, что у него и сомнения, и вопросы, инепонимание. Он перерос все то, чему его учили в детстве, а в интервале мыничему его не научили, потому что нам в голову не приходило следить за тем,какие вопросы в нем рождаются, и обращать внимание на эти вопросы, относиться кним всерьез, не просто «как же так ты это ставишь под вопрос?» Когда-то япривел к одному священнику в Париже студентку медицинского факультета,учившуюся вместе со мной, умную, живую девушку. Она мне говорила, что ни во чтоне верит, и я решил ее привести к священнику, потому что я тогда не дерзалвообще говорить о вере ни с кем (я обнаглел с тех пор). Она ему сказала:«Батюшка, я не верю в существование Бога». Он ответил: «Как же ты можешь неверить в существование Бога, раз Он тебя сотворил!» Она возразила: «То, что вымне говорите,— сплошное идиотство!» Он глянул на нее и приказал: «Вон!»Это, конечно, крайний пример, но часто бывает, что, когда подрастающий ребенокнам ставит вопрос, мы на него не отвечаем. И не отвечаем, к сожалению, оченьчасто не потому, что мы невнимательны к нему, а потому, что нам нечегоотвечать, мы сами никогда не думали.Как-то я собрал группу родителей и детей, подростков. Взрослые ожидали, чтоя проведу беседу, буду обращать внимание на детей, а родители будут павамисидеть: они-де все знают. А я предложил детям: «Вот у вас есть вопросы—ставьте их своим родителям, и посмотрим, что они ответят». И родители ничего несмогли ответить. После чего реакция родителей была: «Как вы могли так с намипоступить! Вы нас осрамили перед нашими детьми!» А со стороны детей другаяреакция: «Как было замечательно! Теперь мы знаем, что наши родители такие же,как мы!» Это же трагично. Если бы родители следили за вопросами ребенка иприслушивались, не считали их «детским лепетом», вопросом, который ребенок,конечно, перерастет когда-то, то не оказывалось бы внезапно: «Ой, что я могуответить из моего опыта?!» А если вдруг обнаружишь, что тебе нечего отвечать,то, может быть, кто-нибудь другой может ответить? Может быть, кто-то другой обэтом уже думал? И я уверен, что тут у родителей огромная ответственность. Они исами заглушили эти вопросы (или жизнь им не давала время думать, это тожебывает), и не следили за детьми в тот промежуточный период, когда можно былошаг за шагом с ребенком идти. Мы часто так делаем: ребенок учится в школе, мывместе с ним учимся, чтобы ему помогать попутно. Но мы этого не делаем по