что на всякомъ христіанинѣ лежитъ

св. обязанность оказывать помощь не

только тѣлу, но и душѣ ближняго; между

ними есть иного нищихъ познаніями

о Богѣ. При всякомъ удобномъ

случаѣ разскажите нищему, что знаете

о Богѣ и Его св. законѣ—и вы поступите

такъ, какъ поступалъ св. Климентъ. Нейстонѣ, надобно намъ брать себѣ въ руководство ученіе и примѣръ Христовъ, которые такъ полно отразились въ жизни св. Климента, чтобы творить милость не тѣлесную только, но и духовную, часто не менѣе тѣлесной нужную, и всегда пачё тѣлесной благотворную. а) Душа важнѣе тѣла и требуетъ большаго къ себѣ вниманія, нѣмъ тѣло. Если судить здраво и взвѣшивать предметы и дѣла на вѣсахъ правды: не странно ли, что болѣе иногда оказывается вниманія къ лишеніямъ, бѣдствіямъ и опасностямъ тѣла,которое можно избавить отъ страданія и спасти только на краткое время, нежели къ лишеніямъ, бѣдствіямъ и опасностямъ души, которую свойственное къ ней милосердіе могло бы избавить отъ вѣчнаго страданія и спасти на вѣки? Видятъ человѣка, утопающаго въ водѣ: знакомые и не знакомые спѣшатъ на помощь, вопіютъ о помощи. Видятъ человѣка, утопающаго во грѣхѣ и беззаконіи, въ злокорыстіи, въ невоздержаніи, въ сладострастіи: стоятъ и смотрятъ, лучшіе съ сожалѣніемъ, нелучшіе съ улыбкою, а иные, можетъ быть, даже помышляютъ, нельзя ли воспользоваться тѣмъ, что утопающій оставляетъ на берегу. Когда горитъ домъ, толпы народа бѣгутъ сражаться съ огнемъ за бревна и доски часто неизвѣстнаго хозяина. Но когда душа горитъ огнемъ злой страсти, похоти, ярости, злобы,отчаянія: такъ же ли легко находятся люди, которые поспѣшили бы живою водою слова правды и любви угасить смертоносный огнь, прежде нежели онъ обнялъ всѣ силы души, и распространился до сліянія съ огнемъ геенскимъ? б) Скажутъ, что сдѣлать милость духовную, просвѣтить истиною невѣдущаго, уврачевать зараженнаго страстію, освободить грѣшника отъ узъ грѣховной привычки, возбудить вѣру и надежду въ маловѣрномъ и отчаянномъ, не всякій такъ способенъ, какъ сдѣлать дѣло милости тѣлесной. Частію, это правда: но частію, это есть выраженіе не полной ревности къ благодѣянію, и отговорка, подобная той, которую премудрый нашелъ въ устахъ лѣниваго: левъ на пути (ІІритч. XXYI. 13). Не всякій богатъ-, однако почти всякій можетъ подать нищему, если не талантъ, то лепту: подобно сему не всякій такъ образованъ и опытенъ духовно, чтобы подавать ближнимъ сильную духовную помощь; но почти всякій, и немощный, можетъ сколько нибудь помочь немощ- нѣйшему, и не высоко образованный менѣе образованному, и дажене обра- 64 Мѣ с я ц ъ ян в а р ь . зованный образованному, потому что не все такъ въ духовномъ, какъ бываетъ въ тѣлесномъ. в) Скажутъ еще, нто тѣлесную ии>