Беседы о вере и Церкви

невидимое, которое так значительно. Бог так не

поступает по отношению к нам. Возьмите два

примера.

Встреча Христа Спасителя

с апостолом Петром после Воскресения Христова

(Ин. 21, 15-19).

Петр трижды от Него отрекся; при первой их

встрече можно было ожидать — говоряпо-человечески, — что Христос его спросит: Нестыдно ли тебе? Каешься ли? Просишь ли тыпрощения? Хочешь ли ты снова стать Моимучеником?.. Христос этого не говорит; Он емуговорит: Любишь ли ты Меня больше остальных,больше, чем остальные Меня любят?.. Если мывспомним другое место Евангелия, где Христосговорит: Кому больше прощается, тот большелюбит (Лк. 7, 47), — тоэто вопрос очень сильный: Сознаешь ли ты, Петр,что тебе должно проститься больше, чем кому-либоиз других учеников? Способен ли ты ответитьбольшей любовью на большую любовь, на большеепрощение, на большее сострадательное милосердиеБожие?.. И Петр говорит: Да! Люблю Тебя! —потому что в это мгновение встречи он не можетвспомнить того, что было еще так недавно, в ночь,когда взяли Христа; все, что он переживает сейчас— это встреча со Христом, живая встреча; о чем жеговорить? Все остальное, словно кошмар, сон,марево, прошло... И Христос снова его спрашивает отом же: Любишь ли ты Меня, как друг любит своегодруга, — а не вообще, общей, универсальнойлюбовью? (В греческом тексте здесь употреблендругой глагол.) Петр говорит: Да! Люблю /.. И втретий раз его спрашивает Христос... Тогда ясноделается Петру, что вся очевидность против него;что можно просто из фактов доказать, что он —предатель, изменник: как же он может говорить олюбви? И тут Петр гениально, с гениальностью духа,с гениальностью сердца отвечает: Господи — Ты все знаешь.Ты знаешь, что я Тебя люблю.,.Здесь мы видим, какХристос отказывается принять доказательство, асмотрит в глубину человеческого сердца иговорит: Да! он поступил не так; он был слаб — ноон Меня любит...Второй рассказ в этом жероде, в восьмой главе Евангелия от Иоанна,рассказ о женщине, взятой в прелюбодеянии. Всепротив нее; она взята в деле; она приведена коХристу; против нее — закон Ветхого Завета; Христахотят уловить на том, что Он скажет:"Пренебрегите законом, пожалейте ее..." ИХристос этого не делает; Он не говорит о том, чтопрелюбодеицу можно отпустить с миром; Он неговорит, что можно обойти закон; Он ставит вопросперед людьми: вы хотите применить закон —применяйте его; но будьте сами достойны закона; ктоиз вас без греха — тот пусть накажет эту грешницупобиением камнями... И один после другого онивыходят, потому что ни один из них не можетсказать про себя, что он не подпадает подподобное законное осуждение. Христос обращаетсяк этой женщине, и ясно, что Он ей не говорит:"Бог есть любовь — все простит", Он ейговорит: Где же те, которые тебя осуждали? —Они все ушли. — И Я тебя не осуждаю, иди и большене греши...Христос обращается не кпрелюбодеице, взятой во грехе, а к той женщине,которая, потому что была взята, потому что она