Беседы о вере и Церкви

Митрополит Антоний: К тому, что

прозвучит во мне...

Анатолий Максимович: В том-то и дело!

Митрополит Антоний:

Да, разумеется, я не ожидаю какого-то голоса

извне. Видите, тут такой момент, который я не могу

передать, который относится к внутреннему

сознанию: иногда прорываешься до какой-тоглубины и сознаешь, что дошел до новой глубины всебе самом; а минутами такое явственное, сильное,яркое чувство, что в тебе заговорил иной, чтотебя направляет некто отличный от тебя; и вотэтого я не могу передать, в том же смысле, вкотором нельзя передать субъективноепереживание иначе как субъективное. Я не могу его"объективировать", я не могу доказать егообъективность — и однако, эта объективностьпорой для меня очень яркая, ясная. Бывает, что янахожусь перед какой-нибудь проблемой и ставлюсебе вопрос; но бывают моменты, когда человекничего не ищет — и вдруг войдет в это сознаниевнезапного присутствия Божия, вдруг ощутит, чтоон находится перед Богом, что Бог тут. Это мойсобственный первичный опыт, почему я и сталверующим: в момент, когда я хотел доказать себе,что нет Бога,что Евангелие — чушь сплошная, что не во чтоверить, что смысла жизни нет — вдруг мне сталосовершенно ощутимо ясно, что я нахожусь вприсутствии живого Христа. Конечно, Вы можетесказать, что это была галлюцинация, это был бред,это была иллюзия и...Анатолий Максимович:По-моему, Вам просто пришла в голову мысль —простите за такое прозаическое определение.Митрополит Антоний:Нет, то-то и дело, что это не была мысль. Я читал, имне пришлось поднять глаза, потому что мне былосовершенно, разительно ясно, что по ту сторонустола, перед которым я сидел, кто-то находится;мне пришлось посмотреть — так же, как бываетиногда, что идешь по улице и обернешься, потомучто кто-то тебе в спину смотрит. И потому я иговорю о галлюцинации, о такой внешней иллюзии: яничего не видел; но уверенность в этомобъективном, вне меня присутствии была такаяяркая, что она при мне осталась до сих пор;конечно, не с той же яркостью, но с той жеубедительностью и конкретностью.Анатолий Максимович:Ну, как всегда, я вижу (это, конечно, очень стараяистина), что веру от разума отделяет черта; веранаходится по ту сторону этой черты. Большое Вамспасибо, митрополит Антоний.IIIМитрополит Антоний:Анатолий Максимович, Вы говорите, что Выневерующий; это значит, что у Вас есть какое-топредставление о Боге и что это представление Выотвергаете, что оно не укладывается в Вашепредставление о мире, о жизни. Можно мнепоставить такой вопрос: в какого Бога Вы неверуете?Анатолий Максимович:Начнем с самого элементарного. Я не верю в Богазлого, мелочного, глупого и самовлюбленного,Который наказывает людей за то, что они неисполняют формальных правил, нарушая при этомэлементарные нормы, Им же установленные илиустановленные религиозным учением, Который