КНИГА ЕККЛЕЗИАСТ в русском переводе с греческого текста LXX, с примечаниями

Оскобл. слав. чадъ нѣтъ соотв., но во всѣхъ переводахъ это неизбѣжное дополненіе находится: у Павскаго, Макарія и синод.

172

По нашему: безконечно многіе годы прожилъ…

173

Выкидышъ.

174Не видѣлъ ни радости, ни горя, и оставшись вполнѣ неизвѣстнымъ.175Богачу, описываемому во 2—3 стт.176Гр. cil…wn ™tîn kaqÒdouj — тысящу лѣтъ сугубо, букв. повтореніе тысячелѣтія, или повторное тысячелѣтіе… kaqÒdoj — повтореніе, удвоеніе; вин. п. мн. ч. повторенныя тысячелѣтія. т. е. нѣсколько тысячелѣтій.177Земной трудъ человѣка имѣетъ цѣлію пропитаніе его. Пр. 16, 26.178А скупой непользуется своимъ богатствомъ для пропитанія.179Оскобл. слав. человѣку нѣтъ соотв. чтенія.180Очевидно, мудрый не будетъ поступать подобно скупому богачу, вполнѣ уравнявшему себя съ нищимъ…181Гр. katšnanti — противу, вопреки, во вредъ, не удовлетворяя, по бѣдности, потребностей своей жизни, какъ богачъ по скупости тоже дѣлаетъ.182Слав. нищъ позна ходити противу живота. По контексту съ 1—8 стт., естественно видѣть у нищаго невольное лишеніе необходимыхъ средствъ, а у скупого богача добровольное лишеніе ихъ, но у обоихъ со вредомъ для жизни.183Лучше издали смотрѣть спокойно и равнодушно на чужое богатство, чѣмъ волноваться изъ-за его пріобрѣтенія и не пользоваться имъ.184Т. е. съ Богомъ (Іов, 9, 2. 34, 23), знающимъ все прошедшее (3, 15). Такъ и псалмопѣвецъ говорилъ: побѣдиши, внегда судити Ти (50, 6). Олимпіодоръ и Іеронимъ. Екклесіастъ возвращается къ своей основной мысли, что жизнь суетна и непонятна безъ вѣры въ Бога, Творца и Промыслителя, а при вѣрѣ въ Него все ясно, понятно и утѣшительно.185Т. е. вопросовъ и недоумѣній для естественнаго разума, безъ Божія откровенія и живой вѣры въ Него. Чѣмъ больше о нихъ думаешь, тѣмъ неразрѣшимѣе они становятся.186Per…sseia — 1, 3.187Оскобл. слав. его соотв. aÙtoà — алекс., син., компл, 23, 106, 147, 157, а въ ват. и text. rec. нѣтъ; оскоблено напрасно.188'En ¢riqmù — 2, 3.189Сотвори.190Гр. ™n ski´ въ сѣни: дніе мои яко сѣнь уклонишася — Пс. 101, 12. 108, 23.191Жизнь его кратковременна подобно тѣни, онъ незнаетъ будущаго и участи на землѣ своихъ дѣлъ и самъ бываетъ забываемъ на землѣ.192Слав. рожденія соотв. genn»sewj — ват., text. rec., евр. и вульг., а въ алекс., син., альд. genšsewj — бытія.193Т. е. смерть, сопровождаемая плачемъ.194Помни послѣдняя твоя и во вѣки не согрѣшиши. Пр. Сир. 7, 39. Такъ мысль о смерти признавалась полезною для человѣка.195Т. е. сосредоточенно-печальное "угрюмое" выраженіе на лицѣ.196Гр. kak…a въ злобѣ, т. е. при выраженіи скорби.197Скорбь содѣйствуетъ умягченію и добротѣ сердца, сострадательности, а смѣхъ развиваетъ эгоизмъ и черствость.198Т. е. человѣка легкомысленнаго и весельчака.199Гр. sukofant…a — (прим. къ 4, 1), допускаемая мудрымъ обида; въ синод. притѣсняя другихъ.200Perifšrei — слав. льститъ, кружитъ, потемняетъ разумъ.201Губитъ мудраго человѣка. Гр. Чудотв. Не разумѣетъ-ли Екклесіастъ-Соломонъ себя "мудрѣйшаго изъ царей"" но погибшаго..?