Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru
Об общей исповеди Следует заметить, что из слов святителя Иоанна Златоуста о том, что к каждому человеку надо подходить с его индивидуальной меркой и с каждым иметь дело лично и откровенно, с несомненной ясностью вытекает осуждение так называемой общей исповеди, и единственно законной признается исповедь индивидуальная. И на самом деле: когда, прочитав длинный список ничего не говорящих душе грехов и молитву о раскаянии в них, священник на общей исповеди призывает исповедников по очереди и задает шаблонный вопрос: «Что совершил особенного?», какой может быть ответ? Что считать особенным?
Для одного это может быть убийство или поножовщина, для другого — грешный помысл и нескромный взгляд, для третьего — иное что. У каждого это зависит от степени совершенства... Может быть, батюшка действительно требует чего-то исключительного по ужасу и глубине падения? И сбитый такими мыслями человек чаще всего говорит: «Ничего особенного нет!» Какая хитрость бесовская в этих словах «нет ничего», когда Христос говорил, что мы ответим на Суде за каждое слово, произнесенное всуе!
Не менее ужасен и равнодушный ответ: «Грешен, батюшка!» — показывающий, что грехи осознаются, но не осуждаются, как неизбежное и потому терпимое. Во-первых, при общей исповеди кающемуся не приходится открывать грязи своих духовных деяний, не приходится стыдиться за них перед священником и не будет задета его гордость, самолюбие и тщеславие.
Таким образом, не будет того наказания за грех, которое в дополнение к нашему раскаянию снискало бы нам милость Божию. Во-вторых, общая исповедь таит ту опасность, что к Святому Причастию подойдет такой грешник, который при отдельной исповеди не был бы допущен священником. Многие серьезные грехи требуют серьезного и длительного покаяния. При общей исповеди нельзя приступать к Святому Причастию тем, кто долго не был на частной исповеди, и тем, кто имеет или смертный грех, или такой грех, который сильно задевает и мучает его совесть.
В таких случаях исповедник должен после всех подойти к священнику и сказать ему те грехи, которые лежат на его совести. Недостаток исповеди церковной восполни горячею исповедью домашней. Последняя будет одна с первою и даст тебе то успокоение и примирение душевное, которое должно быть плодом истинной исповеди и которое достигается и нашими усилиями, жаждой нашего исправления и устремления к Богу (из дневника инока).
Грех утаиваемый, неосознаваемый или нечувст-вуемый усиливается, растет и крепнет глубоко в душе согрешающего; грешник извиняет, оправдывает себя общим обычаем, общим растлением, общим неисправлением, ненаказанностью. Все старание есть диавола, яко да во отчаяние тя приведет, егда согрешиши, ты же убо, возлюбленный, не повинуйся ему.
Но аще и седмижды па-деши на день, то убо скоро востани и покаянием умоли Бога. Не живите во тьме неисповеданных грехов Душу не кающуюся враг-диавол делает помойной ямою, в которую он бросает всякую дрянь (святитель Феофан Затворник). Кайся чаще. Неужели весь год коснеть во грехах и только раз в год очищаться покаянием и причастием? Разве не каждый день мы согрешаем, растлеваемся, оскверняемся; разве не каждый день нам нужно очищение, освящение и обновление?
Разве каждый день только накоплять грехи и раз только в год очищаться? Лепо ли это? Не часто ли вы моете лицо и тело в бане или лицо каждое утро? Душу ли не омывать постоянно, оскверняемую грехами каждый день? Нелепые, бессмысленные люди, думающие да еще говорящие так безумно; невежды они, не понимающие потребностей души человеческой. Они не познали Духа Христова. Недостаточно того, чтобы только грехи все перечислил — и конец, а нужно, чтобы грех опротивел. Отсутствие скорби о грехах приводит Бога в большее негодование и гнев, чем самое совершение грехов... Кающийся должен не гневаться и не сердиться, а сокрушаться как виновный, как не имеющий дерзновения, как осужденный, который должен получить спасение по одной только милости, как человек, оказывающийся неблагодарным к благодетелю, отверженный и достойный бесчисленных наказаний. Если бы мы скорбели о грехах, если бы воздыхали о прегрешениях, то ничто другое не печалило бы нас, потому что эта скорбь отгоняет всякую печаль (святитель Иоанн Златоуст). Самый пагубный, самый тяжелый грех есть неверие. Если согрешит человек от несовершенства плоти и покается, то Господь его простит; простит его скорее, чем когда он погрешит неверием; ибо здесь он восстает против Самого Бога (епископ Арсений Серпуховской). Грехи юности препятствуют ли пастырству? Когда человек обновится покаянием, тогда грехи юности его не препятствуют ему заботиться о душах ближних. Так понимала Церковь издревле, и св. Нифонт, епископ Кессарии Кипрской, по откровению Божию, принял на себя обязанности пастыря, хотя в юности и подвергся тяжким преткновениям (память его 23 декабря). Пусть никто не отчаивается в своем спасении. Грех не в нашей природе: мы сподоблены воли и свободы. Ты мытарь? Можешь сделаться евангелистом. Ты разбойник? Можешь приобрести рай. Ты волхв? Можешь поклониться Владыке. Нет такого греха, который не изглаждался бы покаянием. Для того Христос и избрал крайние степени нечестия, чтобы никто при конце не мог чем-нибудь оправдываться (святитель Иоанн Златоуст). Величайшие святые отцы признавали покаяние своим единственным деланием. Вдавшись в это делание, они более и более распространяли его для себя, потому что покаяние не только очищает грехи, но и изощряет зрение человека на самого себя. Когда некоторые греховные пятна очистятся покаянием с ризы душевной, тогда внезапно открывается на ней существование других пятен, менее грубых, но не менее важных, оставшихся доселе непримеченными по причине тупости зрения. Когда кто кого оскорбил, имеет вражду с кем и не примирился, то и духовниково разрешение не подействует, хотя бы и разрешил, да и сам тяжко согрешает и того в больший грех вводит. Ты примирись с маменькою, получи от нее прощение, тогда и от Бога получишь оное (преподобный Макарий Оптинский). Говейте там, где вас ничто не может развлекать. Какой толк разъезжать?