Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru
Ангелы плачут, когда ты унываешь и сомневаешься в милосердии Божием. На исповеди подлинно жизнь и смерть человека в руце языка (см. Притч. 18: 21), т. е. зависят от его уст. Жизнь, и Жизнь Вечная - когда ты от сердца сокрушенного и смиренного раскроешь все свои грехи пред Богом и получишь прощение в них из уст священника. Смерть, и смерть вечная - когда ты, по стыду ли ложному или по гордости, скроешь и не расскажешь пред духовником о каком-либо твоем злом деле и отойдешь не прощен и не разрешен от грехов.
Есть люди, которые знают свой грех, понимают даже, что он есть мерзость пред Богом, но не могут собрать столько сил, чтобы решиться открыть свои греховные дела пред служителем алтаря. Таких-то людей диавол держит в своих лапах и не дает им открыть рта своего, ибо знает, что, как только на исповеди они откроют грехи свои, он потеряет все права свои над ними, а Ангел-Хранитель изгладит, вычеркнет все беззакония из книги дел их.
Егда Божию заповедь или отца своего духовного приказание человек кой преступит и вскоре по-каятися не потщится, то к тому человеку диавол дерзко приступает и вреждает его. А егда покается, то опять диавол от него отдаляется и в такого человека никоими мерами внити и вредити ему не может. Сокрушение о грехах скорее поста и бдения умилостивляет гнев Божий. Причащаться надо всякий пост. Не готова?
А то хотя бы поисповедовалась да услышала: «Святая Святым!» (старец Адриан Югский). Начало просвещения души есть зрение грехов своих и своей ничтожности. Открывайте все свои помыслы, особенно те, которые долго вас не будут оставлять (преподобный Никон Оптинский). Ежедневно перед сном надо вспоминать грехи, содеянные за день, и покаяться в них перед Господом.
Кто не видит грехов своих и не чувствует тяжести их, тот легко впадает в прелесть бесовскую. Как приходит к человеку Царствие Божие в этой жизни? Через сердечное покаяние. Простецы при исповеди без вопросов обыкновенно упускают из виду свои наиболее пагубные прегрешения, каются во внешних нарушениях обрядового закона, иногда исчерпывая всю исповедь приблизительно такими фразами: «Рано ем, пью», «Селедки постом покушали», или: «С маслом поела», «Глоток молочка проглотила, когда ребенка кормила», или: «Что ни ступила — согрешила».
А что живет без церковного венца или в ссоре с соседями, пьянствует, блудничает, враждует, матерится, — о том и помину нет. Пришед от исповеди к себе домой, первее поблагодари сердечно Бога, что Он удостоил тебя и допустил до святой Исповеди и умиротворения совести. Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божиею человек может исправлять свое сердце.
Господь тогда только прекращает жизнь человека, когда не видит никакой надежды на его исправление (преподобный Амвросий Оптинский). Грешники весьма часто и не считают себя великими грешниками, потому что самолюбие и гордость ослепляют им глаза; если же почитают себя грешниками, то предаются адскому отчаянию, которое разливает глубокий мрак в их уме и сильно ожесточает их сердце (святой Иоанн Кронштадтский).
После приобщения Святых Таин надо просить Господа, чтобы Дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться на прежние грехи (преподобный Амвросий Оптинский). Следует всякому христианину трижды в год причащаться Пречистых Таин и каяться в своих грехах, а по нашей слабости хотя однажды в год — в Великий пост. Если кто и этого не сотворит, а случится ему смерть, лучше бы ему и не родиться (святитель Иоанн Златоуст). Кто старцу или духовнику исповедается в винах своих со смехом, тот не имеет страха Божия и, не имея желания отстать от любимого греха, кается лицемерно... После перечисления грехов хорошо говорить духовнику: «Нет возможности перечислить все грехи мои по множеству их». Но не следует говорить: «Всем грешен» или: «Нет греха, которого бы не совершил». Так сказать — не значит ли клеветать на себя? Ибо во всяком случае найдется немало грехов, которых мы не имели, а о иных и понятия не имеем. Грехи, которые прежде были разрешены на исповеди и после не повторялись, нет надобности снова исповедовать; если же о них духовник спросит, то следует сказать: «Прежде было, но покаялся». Когда духовник спросит о таком грехе, который еще не был исповедан, то следует отвечать: «Грешен» (из иноческого календаря). Не скажи сам себе в унынии и расслаблении душевном: «Я впал в тяжкие грехи, я стяжал долго-временною греховною жизнию греховные навыки, они обратились от времени как бы в природные свойства, сделали для меня покаяние невозможным». Эти мрачные мысли внушает тебе враг твой, еще не примечаемый и не понимаемый тобою: он знает могущество покаяния, он боится, чтоб покаяние не исторгло тебя из его власти, и старается отвлечь тебя от покаяния, приписывая Божию всемогущему врачевству немощь. Установитель покаяния — Творец твой, создавший тебя из ничего; тем легче Он может воссоздать тебя, претворить твое сердце, соделать боголюбивое из сердца грехолюбивого, соделать сердце духовное, святое (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Покаянием начинается христианская нравственная жизнь человека. Чтобы начать новую, благодатную жизнь, нужно покинуть прежнюю, греховную; нельзя полюбить добро, устремиться к нему, не возненавидев предварительно или одновременно зла, не отказавшись, не отвернувшись от него. Покаяние есть акт нравственного воссоздания человека. Должно на исповеди признавать себя виновным, а на людей вину не полагать, потому что знак оправдания — мать всем порокам. Три степени (духовной жизни) названы у святителя Иоанна Златоуста: не грешить; согрешивши, каяться; кто плохо кается, тому терпеть безропотно и с благодарностью находящие скорби (преподобный Амвросий Оптинский). В случае поползновения не смущайся, а спеши к Богу, вопия: «Боже, сопричти к разбойнику, блуднице и мытарю и спаси меня». Нераскаянный христианин будет судим гораздо строже язычника. Сколько будем плакать и раскаиваться о том, что ныне не плакали и не приносили покаяния. Не дай Бог отойти во грехах туда, где уже нельзя сложить с себя грехов.