Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru

Нет пределов милосердию Божию: и для самых величайших злодеев есть возможность спасения; но велико должно быть и раскаяние таких греш­ников. В ад только те пойдут, которые от гордости не захотят принести покаяние. Как естественно нам есть, пить, говорить, слы­шать, так естественно и каяться.

После покаяния надобно нам не ходить туда, где мы падали в грех или где разжигались на грех. Если это гулянья — отказаться от них. Если зна­комства — прекратить их. Оставить во внешних наших отношениях только дела по работе, и при­том так завесть их, чтобы исполнение их было по Богу, а не в угодность страстям. Установить новые знакомства и новые занятия, дела, вместо пустых бесед — беседы о духовных предметах; вместо ба­лов и вечеров — посещение людей богобоязнен­ных; вместо чтения мирских книг, журналов — чтение Слова Божия и книг божественных, и т. п. (святитель Феофан Затворник).

Чтобы сохранить себя от грехопадений после по­каяния, старайся, особенно на первых порах, ко­гда еще ты не окреп нравственно, избегать встре­чи со грехом, удаляйся от тех людей и тех мест, какие могут дать тебе случай согрешить. Нельзя не падать в грех, но можно и должно, упавши, восстать. Бегущий спешно, если и спо­ткнется на что, спешно встает и опять устремля­ется по пути к цели, — подражай ему.

Печаль от диавола говорит: «Куда тебе бежать? Нет тебе покаяния», — ибо бес говорит так, чтобы скло­нить человека оставить жизнь по Богу. А печаль по Богу говорит: «Не бойся, приди опять к Богу, ибо знает Христос, что человек немощен, и даровал ему спасительное покаяние до смерти его». Никому ни в каком случае не должно преда­ваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно.

Есть так называемые неисповеданные грехи, с которыми многие живут в течение многих лет, а может быть, и всей своей жизни; их уж слишком стыдно говорить; а между тем они тяготят душу и готовят ей вечные осуждения и муку. О, как надо страшиться умереть в нераскаянных грехах (ар­хиепископ Арсений Чудовский). Нет преступления, которое не могло бы быть про­щено во имя распятого на кресте Сына Божия.

После покаяния надо изменить прежние обычаи и оставить привычки, которыми питались наши страсти, построить новый порядок своему пове­дению или своим занятиям, делам дома и вне и всем своим встречам, — а более всего предохра­нить себя от соблазнительных встреч с такими предметами, и лицами, и вещами, кои могут воз­буждать томящие нас греховные страсти (святи­тель Феофан Затворник).

Благодать Божия возвращается через покаяние, исповедь и самоуничиженную жизнь. На Страшном суде Бог осудит грешников осо­бенно за то, что они не прибегали к Нему как не­ мощные и грешащие по немощи и не умоляли Его послать им свыше благодать Всесвятого Духа, да дарует им силу не грешить (преподобный Симеон Новый Богослов).

Не надобно думать, что мы можем сами собою себя исправить, а просить о том Господа. Спасительные советы, особенно на исповеди, на­до принимать всем сердцем, а если покажется про­тивно, не осуждать оные внутренно, а открывать свои чувства духовнику и не противоречить. Есть такие причастники, которые Святых Таин Христовых приобщаются, а грехов своих на ис­поведи не объявляют и нисколько в них не рас­каиваются. Таковые будут строго осуждены на суде Христовом; однако если раскаются в этом — спасутся. Душевный покой приходит от чистой совести, которая и сама приходит не иначе как от откро­вения духовнику в немощах, грехах и недоверчи­вости к самому себе. В минуту же отчаяния знайте, что не Господь ос­тавляет вас, а вы Господа. Один человек на мытарствах был задержан за то, что имел намерение сделать грех, хотя его и не сделал. Господу приятнее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью. Чувство покаянное нужно иметь не только на ис­поведи, но постоянно. Что дом не кающегося? Пусто, затхло, бесприют­но. Такова душа не кающегося, и враг делает ее помойною ямой (святитель Феофан Затворник). Для грешников, которые умирают тотчас же после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них; а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи. Более погибающих от злых слов, нежели от злых дел, потому что не многие считают нужным при­носить покаяние в произнесенных словах (свя­титель Иоанн Златоуст). Злые мысли, посредством исповеди будучи от­крываемы, прогоняются. Покаяние есть очищение совести (преподобный Иоанн Лествичник). Не откладывай своего покаяния, так как застаре­лые, и оставленные, и запущенные раны нелегко врачуются и для заживления своего требуют мно­го трудов, резаний, прижиганий; ибо чем позднее покаяние, тем оно тягостнее. Таинствами христианской Церкви верую­щий приводится в соединение с Божеством, в чем сущность спасения (святитель Игнатий (Брянчанинов)). На исповеди не надо стараться, чтобы были сле­зы (не должно выжимать их, они сами придут). Скажи, что есть на совести, и больше ничего. Отчаяние есть духовное самоубийство. Не долж­но отчаиваться, хотя бы кто и ежедневно падал в грех. Отчаиваться гораздо хуже, чем согрешать. В отчаянии полезно размышлять о милосердии Божием. Если кто не покается и умрет, не прощая бра­та, то душа его отойдет туда, где живет злой дух, который овладел душою (преподобный Силуан Афонский). Не кающиеся и не плачущие ныне на том свете горько будут плакать и рыдать как младенцы, и слезы их будут жечь тела их, как огонь, но уже не принесут им никакой отрады (преподобный Макарий Египетский). Исповедая духовнику хульные мысли, не объ­ясняй в подробности хульных слов (святитель Феофан Затворник). Не почитай себя безопасным, ежели не скорбишь о грехах своих; но о сем более и стенай, что не чувствуешь своих беззаконий (святитель Иоанн Златоуст). Если же кто прочтет не служащее к угожде­нию Божию в неведении, то да подвизается ско­рее изгладить прочитанное из памяти чтением Божественных Писаний да покается духовнику (преподобный Петр Дамаскин).