Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
Какая слепая вещь — человеческая порочность! Тут удобный повод сравнить: пусть каждый исследует самого себя и, смотря по внутренним побуждениям, постарается рассмотреть, на какой почве он стоит, — ведь история повторяется. И вот, наконец, когда сладчайший наш Иисус, Агнец Божий, взявший грехи всего мира (Ин. 1, 29), в очередной раз испробовал неблагодарность от тех, кого Он облагодетельствовал, и когда уже вполне совершилась Отеческая воля, тогда Он произнес Свои последние слова.
Поскольку люди из Его окружения не приняли приношения Его любви, и беззаконная толпа, как говорится, «не восхоте разумети», поскольку также не оставалось никакого сомнения в том, что их каменные сердца придут в умиление, Господь наш обратился к Своему Небесному Отцу и, так сказать, настоятельно попросил в качестве услуги простить Его рас-пинателей: Отче, остави им, не ведят бо, что творят (Лк. 23, 34).
Слово, приводящее в смятение и замешательство! Кто другой мог произнести его, как только не Сам Богочеловек? Один этот голос, одна эта молитва были способны убедить всю вселенную, что Он и только Он есть Единородный Сын Божий. И приклонив главу, предаде дух (Ин. 19, 30). Таинство таинств! Нам известно, что всякий умирающий человек сначала «предает дух», а потом «приклоняет главу», тогда как Иисус сначала приклонил Свою главу, а уже потом, когда восхотел и как благоволил, отдал Свой дух.
Что это было в Его власти, а не совершилось, как у простых людей, по необходимости, видно также из Его слов: Аз душу Мою полагаю... область имам положити ю и область имам паки прияти ю (Ин. 10, 17-18). Святой Иоанн Дамаскин, в одном из своих поэтических произведений, говорит: «Страхом к Тебе, яко рабыня, смерть повелена приступи Владыце Живота...
»[64] Сказав последнее Свое слово совершишася, Христос испустил дух и исполнил все домостроительство величайшей тайны предвечного совета Божия. Всем этим Господь исполнил Свое приношение, совершенное, согласно Павлу, в немощи (см. 2 Кор. 13, 4), и этим приношением Он как Сын Человеческий завершил восстановление и воссоздание нашей тленной природы.
Святой Афанасий Великий в «Слове о Страстях Господних и о Кресте» говорит следующее: «Ибо Он сошел, чтобы приготовить нам восхождение, и изведал рождение, чтобы мы через Него стали друзьями Нерожденному. Он стал ради нас немощным, чтобы мы восстали в силе и воскликнули, подобно Павлу: Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп. 4, 13)... Народ срывает с Него хитон, то есть кожаные ризы, в которые мы все облеклись через Адама, чтобы вместо них мы могли облачиться во Христа...
За нас Он страдал и о нас заботился, чтобы мы перестали страдать»[65] . Кроме того, Господь принял в руку трость, чтобы сокрушить ею глиняные сосуды, и, что наиболее таинственно, чтобы посредством этой трости как инструмента для письма подписать нам свободу, а нашему врагу — дьяволу и смерти — уничтожение. Обратимся же теперь к тем благодеяниям Иисуса, которые Он совершил не в немощи, как человек, а в силе, как Бог.
Когда причины, приведшие к осуществлению домостроительства, миновали, то Всесильный Бог Слово, вчера пострадавший как Сын Человеческий, открывается ныне во всей Своей боголепной силе. Вчера слуги Пилата Его били, а сегодня молнией своего Божества Он Сам побивает царство ада и смерти. Вчера книжники, фарисеи и несчастный народ иудейский потешались над Ним — Уа, разоряяй церковь и треми деньми созидаяй, спасися Сам и сниди со Креста (Мк. 15, 29-30), — а сегодня Он торжествует и устрашает начальников тьмы и ада. Едва Господь наш Иисус Христос сошел Своею обоженной душою во ад, за Ним последовали все Небесные силы. Конечно, не для подкрепления, — ибо какое подкрепление требуется Всесильному Слову Божию, Который носит всяческая глаголом силы Своея (Евр. 1, 3)? — но для услужения и, даже больше, для того, чтобы Его творение могло подивиться великим советам и замыслам Бога, посредством которых Он осуществил Свое неизреченное домостроительство, чтобы возглавити всяческая, яже на Небесех и яже на земли в Нем (Еф. 1, 10), и не только на земли, но и под землею. Все Небесные силы с большим умилением пели: «Свят, Свят, Свят Сущий и Бывший и Грядущий Царь Сил Небесных», и привели в смятение мрачные темницы адовы. А князь тьмы и все его отступнические силы, почувствовав, что пришел час их осуждения, предприняли последнюю попытку защититься. Приведем на эту тему некоторые мысли, украшенные живыми образами, заимствованные нами из соответствующего Слова великого Отца нашего Епифания. Когда воинства Небесных Сил, предшествовавшие Господу, приблизились к вратам ада, они воскликнули к прятавшимся там властителям тьмы: Возьмите врата, князи, ваша, и внидет Царь Славы (Пс. 23, 7). И будто бы не ведая, что означает этот возглас, мрачные обитатели ада трусливо и смущенно отвечали: Кто есть Сей Царь Славы (Пс. 23, 8)? Никогда и никто еще не спускался до адских владений, имея такую власть. «А что если это Тот, — думали они, — Кто восхитил из наших кладовых сына вдовицы, дочь Иаира и четверодневного Лазаря? Что если это Тот, Кто изгонял наших прислужников из людей и исцелял болезни и недуги, которые мы производили в них? Ведь это мы позаботились о том, чтобы те из людей, кто служит нашей воле, распяли Его, и Он не сопротивлялся, но всем Своим видом выражал немощь и страх и даже молился: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя оставил еси (Мф. 27, 46)? Он жаждал, и мы дали Ему желчь, и как вы теперь говорите Царь Славы?» И Небесные Силы повторили со властью: «Возьмите врата, князи, ваша, и не медлите, не спрашивайте, не сомневайтесь, не оправдывайтесь!» Когда же темные силы замешкали и стали друг друга спрашивать: Кто есть Сей Царь Славы? — Небесные Силы воскликнули с дерзновением: Господь Сил, Той есть Царь Славы! (Пс. 23, 10) И при этих словах сокрушились врата, побеждены были запоры и окончательно сломлен вход в мрачные темницы адовы. Тогда страх, трепет и ужас охватили князей тьмы, которые бежали в глубочайшие пещеры и приюты адские, прячась от лица Славы Господней. Тогда нерушимыми узами связан был тиран, и отнята вся его власть и сила над человеком, так что больше он не властен над теми, кто верует в Господа Иисуса Христа и следует за Ним.