Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Когда причины, приведшие к осуществлению домостроитель­ства, миновали, то Всесильный Бог Слово, вчера пострадавший как Сын Человеческий, от­крывается ныне во всей Своей боголепной силе. Вчера слуги Пилата Его били, а сегодня молнией своего Божества Он Сам побивает царство ада и смерти. Вчера книжники, фарисеи и несчастный народ иудейский потешались над Ним — Уа, разоряяй церковь и треми деньми созидаяй, спасися Сам и сниди со Креста (Мк. 15, 29-30)

, — а сегодня Он торжествует и устрашает начальников тьмы и ада. Едва Господь наш Иисус Христос сошел Своею обоженной душою во ад, за Ним по­следовали все Небесные силы. Конечно, не для подкрепления, — ибо какое подкрепление требуется Всесильному Слову Божию, Который носит всяческая глаголом силы Своея (Евр. 1, 3)? — но для услужения и, даже больше, для того, чтобы Его творение могло подивиться великим советам и замыслам Бога, посредством которых Он осуществил Свое неизреченное домостроительство, чтобы возглавити всяческая, яже на Небесех и яже на земли в Нем (Еф. 1, 10), и не только на земли, но и под землею.

Все Небесные силы с большим умилением пе­ли: «Свят, Свят, Свят Сущий и Бывший и Грядущий Царь Сил Небесных», и привели в смя­тение мрачные темницы адовы. А князь тьмы и все его отступнические силы, почувствовав, что пришел час их осуждения, предприняли последнюю попытку защититься. Приведем на эту тему некоторые мысли, украшенные живыми образами, заимствован­ные нами из соответствующего Слова великого Отца нашего Епифания.

Когда воинства Не­бесных Сил, предшествовавшие Господу, приблизились к вратам ада, они воскликнули к прятавшимся там властителям тьмы: Возьмите врата, князи, ваша, и внидет Царь Славы (Пс. 23, 7). И будто бы не ведая, что означает этот возглас, мрачные обитатели ада трусливо и смущенно отвечали: Кто есть Сей Царь Славы (Пс. 23, 8)? Никогда и никто еще не спус­кался до адских владений, имея такую власть.

«А что если это Тот, — думали они, — Кто восхитил из наших кладовых сына вдовицы, дочь Иаира и четверодневного Лазаря? Что если это Тот, Кто изгонял наших прислужников из людей и исцелял болезни и недуги, которые мы производили в них? Ведь это мы позаботились о том, чтобы те из людей, кто служит на­шей воле, распяли Его, и Он не сопротивлялся, но всем Своим видом выражал немощь и страх и даже молился: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя оставил еси (Мф. 27, 46)?

Он жаж­дал, и мы дали Ему желчь, и как вы теперь говорите Царь Славы?» И Небесные Силы повто­рили со властью: «Возьмите врата, князи, ваша, и не медлите, не спрашивайте, не сомне­вайтесь, не оправдывайтесь!» Когда же темные силы замешкали и стали друг друга спраши­вать: Кто есть Сей Царь Славы? — Небесные Силы воскликнули с дерзновением: Господь Сил, Той есть Царь Славы! (Пс. 23, 10)

И при этих словах сокрушились врата, побеждены были запоры и окончательно сломлен вход в мрачные темницы адовы. Тогда страх, трепет и ужас охватили князей тьмы, которые бежали в глубочайшие пещеры и приюты адские, пря­чась от лица Славы Господней. Тогда нерушимыми узами связан был тиран, и отнята вся его власть и сила над человеком, так что больше он не властен над теми, кто верует в Господа Иисуса Христа и следует за Ним.

Предвидя это, Давид говорил: Врагу оскудеша оружия в конец (Пс. 9, 7). Когда Господь молнией Своего Божества осветил все области мрачного ада, Он напра­вился к первозданному и первому смертному человеку, нашему праотцу Адаму, который держался адом глубже всех людей. Тогда Адам встал и сказал в изумлении всем бывшим много веков рядом с ним людям: «Друзья мои и чада мои, я слышу знакомый звук шагов; это тот звук, который я слышал и в тот роковой предвечерний час, когда я скрылся в райском саду из-за своего преступления. Если это действительно Тот Самый, и Он идет сюда к нам, то приободритесь, потому что приблизилось наше избавление!» Когда Адам еще говорил эти слова, Господь предварил его Своим явлением, показавшись ему в Своем богочеловеческом образе. Тогда ударяя себя в грудь, старец Адам воскликнул: «Господь мой со всеми нами!» Иисус отвечал ему: «И со духом твоим! Воскресни, творение Мое, воскресни, образ Мой, воскресни и восстань от мертвых и тебе воссияет Бог; воскресни, восстань, идем отсюда! Твое место не в аду, но на Небе. Я сотворил тебя не для ада, но для жизни, и от тебя позаим­ствовал твою природу, став твоим потомком и сыном, чтобы подарить тебе усыновление От­ца Моего. Воскресни, восстань, идем отсюда!» Мы верим, что так, возлюбленные, через снисхождение Бога Слова в полноте соверши­лось обновление творения и воссоздание человеческой природы, согласно с Преданием на­шей Святой Церкви. Через ипостасное единение Бога с тварью, человеком, Слово Божие пе­редало и продолжает передавать Свои боголепные милости всему творению, и особенно че­ловеку, которого Оно соделало, согласно апостолу Павлу, Своим сотелесником (см. Еф. 3, 6). Мы больше не странни и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу (Еф. 2, 19), также и сотелесны Ему, поскольку Он соединил нас со Своим Телом, то есть с Церковью. П риведем по этому поводу некоторые мысли одного выдающегося церковного бого-слова[66] . После того, как Бог Слово стал плотью (Ин. 1, 14), в Теле Своем Он осуществил все домостроительство спасения мира, и таким образом Тело Его стало Церковью, в которой не­прерывно продолжается спасение мира от всех факторов, производящих смерть и тление. Это то, что подчеркивает и апостол Павел, когда говорит, что Спаситель действовал в его теле (ср. Флп. 1, 20). Через свое вочеловечение Господь вводит нас в кровное родство с Со­бой. Новый Завет, утвержденный на Крови Богочеловека Христа, не есть завет, основанный на словах, либо научении, либо на законе, либо на заповеди или каком-то другом договоре, но это завет на Крови Бога и Человека, Крови, которая есть источник и причина всех живо­творящих и чудотворных сил, осуществляющих богочеловеческое домостроительство наше­го спасения.