Даниил Сысоев /Толкование на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

Христос имеет пояс на груди, показывая таким образом, что гнев в Его сердце сдержива­ется поясом истины. Как сказано: «Станьте, препоясав чрес­ла ваши истиною» (Еф. 6, 14), то есть Его гнев ограничен Его справедливостью. Бог никогда не гневается больше, чем того требует справедливость. Истина Божия — драго­ценнейшая, она драгоценней, чем человек, поэтому и ска­зано в Писании, что «судыГосподни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» (Пс. 18, 10-11).

«По персям опоясанного золотым поясом» в славянской Библии — «препоясана при сосцу поясом златым». Святи­тель Андрей Кесарийский объясняет: «Препоясан Он был поясом золотым не по бедру, как препоясываются люди для укрощения похотей (от них свободна Божественная плоть), но при сосцу — по груди, чтобы показать этим, что и крайние меры гнева Божественного удерживаются чело­веколюбием, и что заветы, эти сосцы Владычнии, кото­рыми питаются верные, препоясует истина.

Златым пояс назван для обозначения высшего превосходства, чисто­ты и нескверности». Святитель Андрей дает интересное объяснение: пояс Христа опоясывает две Его груди — Вет­хий и Новый Заветы. Христос — Бог и Ветхого Завета (Он посылал пророков), и Нового Завета. «Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколива-ну, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих» (Откр. 1, 14-15).

Часто люди спрашивают: почему это у Христа белые волосы? Это что, Бог Отец? На самом деле Христос является Ветхим Днями, и в знак Его древ­ности у Него изображают белые волосы. Когда появил­ся Иисус Христос? Он рожден прежде всех веков, то есть до всякого времени. Перед Ним прошли все мгновения 23   времени, а Он остался и останется в будущем тем же.

Поэтому Христос и называется «Ветхий Днями», ибо Он властелин всех дней. Кроме того, седина — знак мудрости.14 А Христос обла­дает полнотой мудрости, Он и есть та самая Премудрость, которая упоминается в Притчах Соломоновых, — Прему­дрость Бога Отца. Когда Иоанн записывал эти слова в Откровении, он имел в виду еще одно: белизна Христа является той белиз­ной, которая подается прощеным.

Помните, как сказа­но в книге пророка Исаии: «О мойтесь, очиститесь; удали­те злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенно­го, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багря­ное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1, 16-18).

«Если ваши грехи будут, как заля­панные кровью одежды, как багряница, то Я вас очищу, — говорит Господь Бог, — сделаю так, что вы будете белее снега». И Книга Псалмов говорит: «Паче снега убелюся» (Пс. 50, 9). Обеление наших грехов идет от волос Христа, от ума Христова, поэтому и волосы Его — белые, сверкаю­щие, светящиеся, точно белый снег, они дают прощение и отпущение грехов.

«И очи Его, как пламень огненный» (Откр. 1, 14), пото­му что Он видит все, происходящее во мраке. Как сказа­но в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, люди иногда забывают, «что очи Господа в десять тысяч крат свет­лее солнца, и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные» (Сир. 23, 27-28). Глаза Господа видят все, поэтому они и называются пламенными, горящими. Страшные в отношении грешников, они сожгут всех тех, кто выступает против Господа. То есть если глаза Божии 24   посмотрят на праведника, они просветят его, а если посмо­трят на грешника, вспыхнут и сожгут его. «И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих» (Откр. 1, 15). Слово «хал-коливан» можно перевести как «ливанская благоухаю­щая медь». Христос имеет две природы: ладан — это образ Его Божественной природы, а медь — образ природы человеческой. Поэтому и сказано, что ноги его подобны халколивану. « И голос Его, как шум вод многих» (Откр. 1, 15). Многие воды — это образ Святого Духа. Голос Его — это могуще­ственный голос великого шума, омывающий множество людей. Во время Таинства Крещения голос Божий омыва­ет крещаемых. «Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выхо­дил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Откр. 1, 16). Семь звезд — это Ангелы семи Церквей, находящихся в руках Бога. Ангелами Церквей называются и Ангелы Хранители собственно Церквей, и Ангелы епископов. Как сердце царя в руке Божией, так и сердце епископа находится в руке Божией, поэтому епи­скопская власть — это проявление власти Христа. « Из уст Его выходил острый с обеих сторон меч» (Откр. 1, 16). Обоюдоострый меч — это слово Божие, раз­деляющее людей между собой. Как сказал Господь: «Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И вра­ги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста сво­его и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 34-38). Слово Божие отделяет праведность от греха, именно поэ­тому оно и названо обоюдоострым мечом — нет возможно­ 25   сти его удержать. Слово Божие можно или принять, или отвергнуть — третьего не дано. «И лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Откр. 1, 16). Как и в Евангелии написано: « Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43). В Книге пророка Малахии говорится, что над теми, кто любит Бога и испол­няет Его заповеди, « взойдет солнце Правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4, 2).