Даниил Сысоев /Толкование на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

И двад­цать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» (Откр. 5, 13-14). Гимн Агнцу теперь охватывает все творение, все существа мира поклонились Богу и призна­ли, что Ему по праву принадлежит все сущее и всякое бла­гословение, честь, слава и владычество. Он правит миром во все века, сквозь все поколения простирается власть Отца и Его Сына, умершего за нас.

Даже духи преиспод­ние, невольно трепеща от ужаса, признают Его власть. Все существа мира участвуют в этом гимне, потому что Господь дает нам жизнь, правит нашими телами и душа­ми, и эта слава Искупителя касается всех. На земле этот гимн звучит на Литургии: сначала мы прославляем Бога 81   Отца за творение, потом за послание нам Своего Едино­родного Сына, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Христос в ночь, когда был предан, взял хлеб в руки, бла­гословил и преломил его, дав апостолам со словами: «При­мите, ядите; сие есть Тело Мое» (Мк. 14, 22). Так же и чашу взял, говоря: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14, 24). На Литургии происходит явление этого Агнца Божиего — не в образах, а в реальности.

В пра­вославном храме находится копия Книги Жизни, она лежит на престоле — это Евангелие, в котором описыва­ются законы грядущей судьбы мира. Православный храм — это действительно некая трехмерная модель выхода на небеса, даже не модель, а трехмерные ворота, выводя­щие нас в небесную реальность. Поэтому в мире существу­ет только один Храм, а все православные храмы на зем­ле — это лишь открытые двери в единственный небесный Храм.

И сердце человеческое должно стать такой же две­рью. Это и есть тайный заговор, родившийся в недрах Свя­той Троицы, который формирует судьбы мира и благодаря которому и существует мир. Литургия формирует мир. Как писал святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Ради Божественной Литургии — Тайны — солнце на небе светит днем, луна — ночью; и звезды небесные, тысячи их, свой свет издают; и земля плод дает, и потому мы можем питаться хлебом.

Повто­ряю: земля только затем приносит плоды, хлеб и виноград, что хлеб и вино каждый день приносятся на Святой Престол при совершении Литургии. Не нам, не для нас, грешных, покрытых язвами, дает земля плод свой, не стоим мы его, земля дает его для Бескровной Жертвы и будет давать, доколе будет совершаться на земле Божественная Литургия. Не будет Литургии — солнце померкнет, и земля перестанет производить свой плод».

82 Г лава шестая «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы гро­мовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить» (Откр. 6, 1-2). История Церкви начинается с того, что Агнец Божий — Иисус Христос — становится жертвой за грехи мира.

Христос открывает первую из семи печатей, и начинает­ся первая эпоха Церкви. Мы видим, что вся мировая исто­рия существует на основании великой иерархии, нача­ло которой полагает Бог Отец, Его Сын и Святой Дух, — Святая Троица правит вселенной. Приказ Бога, пове­ление Иисуса Христа приводится в исполнение первым из живых существ, первым из Серафимов, стоящих у тро­на Бога, и он говорит Иоанну Богослову, кто должен вый­ти: «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имею­щий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить» (Откр. 6, 2). Первый, кого выпускает Христос в этот мир, — это великий белый всадник, имею­щий в руках колчан, полный стрел, и увенчанный белым венцом. Это святые апостолы, победоносная апостоль­ская проповедь, направленная на то, чтобы сокрушить силу сатаны.51 Апостолы увенчаны венцом еще до нача­ла битвы, потому что они вышли, чтобы победить; и не победить они не могли, ведь главная победа уже состо­ялась, они просто продолжают наступление. Генераль­ 83   ная битва состоялась в день распятия Господа на Голгофе и окончилась абсолютной и полной победой Бога. Венец, венчающий апостолов, — это венец Святого Духа, почив­шего на их головах в день Пятидесятницы. В руках у всадника лук со стрелами. Стрела — это слово Божие. В Псалтири сказано: «Остры стрелы Твои, [Сильный], — народы падут пред Тобою, — они — в сердце вра­гов Царя» (Пс. 44, 6). И в другом месте, у пророка Авваку­ма, иными словами предсказана эта великая атака Бога: «Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о мило­сти» (Авв. 3, 2). Пророк Аввакум просит, чтобы Господь Свое великое дело совершил не в конце времен, а в сере­дине временного потока. И далее пророк говорит: «Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небе­са величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его — жгучий ветер. Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные» (Авв. 3, 3-6). Почему горы падают перед Его гла­зами? Это горы, на которых приносились жертвы бесам. Горы гордыни, ненависти и злобы — Бог смотрит на них, и они рушатся. Когда Сам Господь выходит, то зло прекра­щается мгновенно. Далее Аввакум продолжает: «Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской. Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой?разве на реки — негодова­ние Твое, или на море — ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю. Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна 84   остановились на месте своем пред светом летающих стрел Тво­их, пред сиянием сверкающих копьев Твоих. Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы.