«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

133. Богослужение Успения Божией Матери)

Начало празднования Успения Божией Матери относится к IV веку.

В стихирах на праздник Успения выражается благоговейное изумление перед смертью Божией Матери ("источник жизни во гробе полагается и лествица к небесам гроб бывает"), затем выражается изумление перед теми событиями, которые совершились по Успении Божией Матери и составили внешнюю историю праздника, а именно: собрание Апостолов для поклонения и лобызания Тела Божьей Матери, появление самого Спасителя с Ангелами для принятия души Матери Божией. Последнее обстоятельство показывает, что Успение Божией Матери не есть смерть, а преставление Ее к жизни. Верующие затем призываются к прославлению Божией Матери и к молению о Ее небесной помощи и заступлении.

Тропарь:

В рождестве девство сохранила еси,| во успении мира не оставила еси, Богородице,| преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота: | и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наши.|| Богородица, Ты в рождении (Христа) сохранила девство и по смерти не оставила мир. Ты перешла к жизни (вечной), так как Ты Мать Жизни (И. Хр.), и Твоими молитвами избавляешь от смерти души наши. Кондак:

В молитвах неусыпающую Богородицу,| и в предстательствах непреложное упование,| гроб и умерщвление не удержаста: | якоже бо Живота Матерь, к животу престави во утробу Вселивыйся Приснодевственную.|| В молитвах неусыпающую (неутомимую) и в ходатайствах неизменную надежду, Богородицу, не удержали гроб и смерть; но как Матерь жизни, Вселившийся в Ее утробу представил Ее к жизни. Паремии те же, что и на праздник Рождества Богоматери.

В каноне приводятся слова Божией Матери, как бы взывающей к Своему возлюбленному Сыну о скорейшем взятии Ее на небо; приводятся и слова Спасителя, нисшедшего с Ангелами взять Пречистую Душу Родившей Его по плоти и отнести к Отцу; затем приводятся надгробные песни Св. Апостолов, собравшихся со всех концов вселенной почтить достойным погребением Пречистое Тело, оставшееся и после смерти нетленным и чудесным образом преставленное на небо. К этим мыслям прибавляется еще похвала Апостолов, превозносивших Матерь Божию, Которая и по смерти не перестает Своими молитвами избавлять нас от духовной смерти.

Прокимен, Апостол и Евангелие те же, что и на праздник Рождества Богородицы.

Задостойник: "Ангели успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо".

Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево чистая, девствует бо рождество, и живот предобручает смерть. По рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое. Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая; в рождении сохраняется девство и со смертью сочетается жизнь; пребывая по рождении Девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородице, наследие Твое. Причастен: "Чашу спасения прииму, и имя Господне призову".

7. Частное Богослужение или Требы

134. Понятие о требах

Частным богослужением называются такие священные службы, которые совершаются по частному требованию и по частному желанию верующих. К числу таких служб принадлежат все таинства, кроме Евхаристии, молебны на разные случаи, погребение и панихиды. Так как эти службы совершаются по требованию, то они называются "требами". Порядок и содержание молитв этих служб содержится в книге "Требник".