Kniga Nr1052

общества. В отличие от целевого типа в аффективном типе конверсии человек не занимается осознанным поиском новых друзей и связей в НРД, столкновение с которым для него неожиданно и инициировано самим НРД.

2. Психопатологический тип конверсии, рассматривается как компенсаторный механизм для человека, не способного самостоятельно справиться с неврозом, психологическим стрессом, не реализуемыми желаниями, фрустрациями и пытающегося решить свои проблемы путем ухода в религиозную организацию110. Психические заболевания в этом случае предшествуют конверсии и являются ее главной неосознаваемой причиной. При этом пребывание в группе может стать как причиной частичного излечения111, так и источником новых психических заболеваний112.

3. Принудительный тип конверсии, представляет собой результат целенаправленного мощного психологического воздействия, социального влияния и давления на человека со стороны религиозной группы, наиболее часто описываемого с помощью теорий контроля сознания человека, «промывки мозгов». При принудительном типе, посредством разнообразных форм и видов обмана и тонкого психологического манипулирования, через установление контроля над поведением, поступающей информацией, мышлением и эмоциями человека, происходит нарушение религиозной группой права человека на свободу вероисповедания ради достижения им конверсии113.

110Salzman L. The psychology of religious and ideological conversion // Psychiatry. 1953. Vol. 16. S. 177—187.

111 См.: Из выступления Юрия Иосифовича Полищука 7 мая 1997 // Иваненко С. И. Кришнаиты в России: правда и вымысел. М. : Философская книга, 1998. С. 120—125, а также: GalanterM. The «Relief Effect»: a sociobiological model for neurotic distress and large-group therapy // American Journal Psychiatry. 1978. Vol. 135:5. S. 588—591.

112Скугаревская Е. И., Скугаревский О. А. «Психотехнология» вовлечения в секты подростков // История Сабуровой дачи: Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии: Сб. науч. работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / Под общ. ред. И. И. Кутько и П. Т. Петрюка. Харьков, 1996. Т. 3. С. 338—340.

113См. напр.: Психология деструктивных культов: профилактика и терапия культовых травм // Журн. практического психолога. 2000. № 1—2. 260 с; см. также: Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Минск : Харвест; М. : ООО Изд-во «ACT», 2001. 624 с.

73

4. Возрождающий тип конверсии, рассматривается как результат сильного группового влияния, приводящего человека к изменению поведения, веры и религиозной идентичности114. Сильное аффективное возбуждение и глубокие переживания, возникающие в контексте эмоционального подъема толпы, наряду с процессами деиндивидуализирующего воздействия группы лежат в основании этого типа. Подобное влияние, хотя и краткое по длительности, может вызвать страх, вину, радость такой интенсивности, что индивид пассивно претерпевает конверсию. Возрождающая конверсия реализуется при многочисленных собраниях, завершающихся конверсией десятков, сотен и иногда даже тысяч людей.

5. Конверсия как традиционная социализация, предполагает рождение в религиозной семье и воспитание ребенка в рамках определенной религиозной культуры, которое завершается в совершеннолетнем возрасте ее окончательным осознанным принятием116. В данном случае формальный вход в группу, скорее всего, не будет сопровождаться радикальным изменением поведения, мировоззрения и яркими эмоциональными переживаниями. Исследования ученых показывают, что религиозность, равно как и атеистическое мировоззрение, не передаются по наследству. Атеистическое и религиозное воспитание в семье лишь в 50 % приведет к закреплению и принятию взглядов родителей в зрелом возрасте. Соответственно этот тип конверсии относится лишь к тем 50 % случаев, когда семейное воспитание все же оказывает влияние на религиозный выбор индивида. В некоторых сектах, например у современных молокан и духоборов, этот тип конверсии является основным и, порой, единственным.