Kniga Nr1052

6. Депривационный тип конверсии, рассматривает в качестве доминирующих причин и побудительных мотивов человека к конверсии следующие элементы:

а) переживание собственной экономической несостоятельности и малой обеспеченности;

б) неудовлетворенность своим социальным положением и статусом в обществе;

в) врожденные или приобретенные физические и психические недостатки;

11ALofland J„ Skonovd N. Conversion motifs // Journal for the Scientific Study of Religion, 1981. Vol. 20:4. S. 373—385.

nsKilbourne В., Richardson J. T. Paradigm Conflict, Types of Convertion, and Convertion Theories // Sociological Analysis. 1988. Vol. 50:1. S. 1—21.

74

г) наличие ценностного конфликта с общепринятыми правилами, нормами и стандартами общества;

д) полное отсутствие системы ценностей118;

е) конфликт с окружающим обществом на основании собственной национальной117, либо расовой118 принадлежности.

Соответственно предполагается возможность комбинации разных видов депривации при рассмотрении конкретных случаев конверсии.

7. Мистический тип конверсии, подразумевает пассивное восприятие человеком воздействия мистических или духовных сил, приводящее его к неожиданному и радикальному изменению сознания и обращению к религиозной вере независимо от его первоначальных желаний, стремлений и интересов. Аналогом служит обращение апостола Павла на дороге в Дамаск. Мистический тип, выделяемый практически всеми систематизаторами конверсии без исключения, долгое время считался единственной формой обращения к религии. Кроме того, он послужил своеобразным прототипом при разработке всех последующих типов конверсии.

Взаимосвязь между характером религиозной организации и конкретным типом входа в нее отсутствует. Конкретные методы миссионерской работы (или ее отсутствие) способствуют формированию тенденций лишь к временному, зависящему от метода миссии, преобладанию того или иного типа конверсии. Так, например, для амишей, не ведущих никакой миссионерской деятельности, наиболее характерными типами являются «конверсия как традиционная социализация», «самоконверсия» и «экспериментальный тип». Для пятидесятников, устраивающих массовые евангелизационные собрания, «возрождающий тип». В сектах, ведущих проповедь на улицах города, будет перемежаться «аффективный», «принудительный» и «экспериментальный типы». В рамках традиционных религий мира представлено все многообразие обозначенных типов.

П6Самыгин С. И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д : Феникс, 1996. С. 516—525.

117Hill С. From Church to Sect: West Indian Religious Sect Development in Britain // Journal for the Scientific Study of Religion. 1971. Vol. 10. S. 114—123.

ll8Griffith E. E. H., Bility К. М. Psychosocial factors and the genesis of new African-American religious groups // Psychiatry and Religion. Context, Consensus and Controversies / Ed. by Dinesh Bhugra. London & New York: Routledge, 1996. S. 82—96.