Kniga Nr1052

74

г) наличие ценностного конфликта с общепринятыми правилами, нормами и стандартами общества;

д) полное отсутствие системы ценностей118;

е) конфликт с окружающим обществом на основании собственной национальной117, либо расовой118 принадлежности.

Соответственно предполагается возможность комбинации разных видов депривации при рассмотрении конкретных случаев конверсии.

7. Мистический тип конверсии, подразумевает пассивное восприятие человеком воздействия мистических или духовных сил, приводящее его к неожиданному и радикальному изменению сознания и обращению к религиозной вере независимо от его первоначальных желаний, стремлений и интересов. Аналогом служит обращение апостола Павла на дороге в Дамаск. Мистический тип, выделяемый практически всеми систематизаторами конверсии без исключения, долгое время считался единственной формой обращения к религии. Кроме того, он послужил своеобразным прототипом при разработке всех последующих типов конверсии.

Взаимосвязь между характером религиозной организации и конкретным типом входа в нее отсутствует. Конкретные методы миссионерской работы (или ее отсутствие) способствуют формированию тенденций лишь к временному, зависящему от метода миссии, преобладанию того или иного типа конверсии. Так, например, для амишей, не ведущих никакой миссионерской деятельности, наиболее характерными типами являются «конверсия как традиционная социализация», «самоконверсия» и «экспериментальный тип». Для пятидесятников, устраивающих массовые евангелизационные собрания, «возрождающий тип». В сектах, ведущих проповедь на улицах города, будет перемежаться «аффективный», «принудительный» и «экспериментальный типы». В рамках традиционных религий мира представлено все многообразие обозначенных типов.

П6Самыгин С. И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д : Феникс, 1996. С. 516—525.

117Hill С. From Church to Sect: West Indian Religious Sect Development in Britain // Journal for the Scientific Study of Religion. 1971. Vol. 10. S. 114—123.

ll8Griffith E. E. H., Bility К. М. Psychosocial factors and the genesis of new African-American religious groups // Psychiatry and Religion. Context, Consensus and Controversies / Ed. by Dinesh Bhugra. London & New York: Routledge, 1996. S. 82—96.

75

Индикаторы конверсии. Тотальная конверсия предполагает, что человек во время входа в новую религиозную организацию претерпевает внутреннее перерождение, изменение собственной идентичности. При этом это изменение составляет центральное ядро конверсии. Соответственно возникает следующий фундаментальный вопрос, выражающий основную проблему «индикаторов конверсии»: Как можно определить наличие этого изменения наблюдателям извне? Иначе говоря, какие доступные наблюдению и измерению характеристики человека, недавно попавшего в секту или культ, позволяют судить о факте наличия конверсии и превращения его в члена религиозной группы? Основная методологическая проблема, возникающая при попытках ответа на вопрос об индикаторах конверсии, заключается в том, что практически всегда отсутствует возможность изучения состояния человека до входа в группу. Ученый не может знать заранее кто будет завербован в секту или культ и соответственно исследовать его состояние «до» ухода в секту и зафиксировать произошедшие с ним изменения «после». Индуцировать в искусственных экспериментальных условиях искренний и полный уход человека в секту, во-первых, практически невозможно, во-вторых, совершенно неэтично.

Соответственно предлагается два основных пути решения обозначенной проблемы.

В первом случае в качестве основного свидетельства о конверсии берется как устная декларация индивида о своей приверженности к новому вероучению (самоидентификация с группой), так и формальное занесение его самой группой в списки членов. Самоидентификация и внесение индивида в списки НРД используется как основной и единственный индикатор конверсии во всех без исключения работах по изучению НРД на макроуровне и при составлении статистических данных относительно общего числа адептов сект и культов. Использование любых иных индикаторов конверсии в этих случаях практически невозможно.

Однако формальная декларация новообращенным своей принадлежности к группе еще ничего не говорит как о факте коренного изменения его мировоззрения и поведения, так и о соответствии между реальным учением группы и субъективным восприятием этого учения самим индивидом. Экспериментальный и целевой типы конверсии показывают, что в НРД существует определенное количество людей, либо лишь «играющих» роль искренне верующего последователя, но на самом деле таковыми не являющихся, либо просто использующих НРД в каких-то своих собственных це-