Kniga Nr1052

UdSimmonds R. В. Conversion or Addiction. Consequences of Joining a Jesus Movement Group // Conversion Careers: In and Out of the New Religions / Ed. Richardson J. T. Beverly Hills, CA : SAGE, 1978. S. 113—128.

120Berger P. L. Einladung zur Soziologie. Eine humanistische Perspektive. Breisgau : Walter Verlag, 1969. S. 71—72.

121 Stromberg P. G. Language and Self-transformation. A Study of the Christian Conversion Narrative. Cambridge : Cambridge University Press, 1993. S. 13—15.

122Snow D. A., Machalek R. The Sociology of Conversion // Annual Review of Sociology. 1984. Vol. 10. S. 167—190.

77

Проблема индикаторов конверсии имеет в первую очередь сугубо прикладное значение. Глубокая разработка этой темы позволит в конечном итоге выявлять на самых ранних стадиях развития те изменения в человеке, которые сопровождают его обращение в секту, культ, религиозную и некоторые светские организации, вход в которые предполагает радикальное изменение личности (например, в террористические группировки).

Социология конверсии. С середины 60-х гг. XX в. появляются первые социологические исследования конверсии, рассматривающие вход в религиозную организацию как социально обусловленное явление.

Исследования влияния социальной структуры общества на конверсию показали, что НРД обращают новых членов преимущественно через уже существующие социальные связи их адептов с окружающим миром (т. е. через друзей, родственников, знакомых, коллег по работе и т. д.), в то время как в традиционные религии люди уходят вне зависимости от религиозных приоритетов своего окружения. Иначе говоря, вероятность для человека уйти в НРД гораздо выше после того как кто-то из его родственников, друзей или сослуживцев попал в секту или культ, чем после встречи с миссионером организации на улице. Именно поэтому, вопреки сложившемуся стереотипу, лишь меньшинство всех существующих сект и культов занимаются вербовкой новых членов на улицах.

Установлено, что далеко не все люди способны к уходу в секты и культы, а для тех, кто все же является потенциальным адептом НРД, далеко не всегда складываются соответствующие обстоятельства, обеспечивающие их конверсию. Франц Виэсбергер выявляет четыре приводящих к конверсии фактора, необходимых для формирования и обеспечения самой возможности контактов потенциального адепта и религиозной группы:

1) пространство, регулирует как вероятность вербального или невербального столкновения человека с группой, так и принципиальную возможность установления длительного контакта. Некоторые миссионеры НРД постоянно путешествуют и рассчитывают на непродолжительную или мгновенную конверсию, так как отсутствует место и время для длительной работы с людьми. Многие НРД просто не могут охватить все районы города, в котором они находятся, или позволить себе снимать достаточное количество квартир и концертных залов для осуществления успешной вербовки новых членов;