Kniga Nr1052

На последней стадии самостоятельного выхода индивид выбирает скрытый, открытый или декларативный способы дефекции127. Скрытый совершается тайно, с целью избежания противостояния, давления и помех со стороны членов религиозной организации. Открытый производится прямо, но без большого шума, и, как правило, сопровождается безуспешной попыткой договориться с лидерами организации. Декларативный характеризуется повсеместным привлечением внимания к совершающемуся событию и сопровождается бурным выражением негативных эмоций и различных разоблачений. Существует взаимосвязь между способом выхода и временем пребывания в группе. Так, новички, пробывшие в организации менее года, выбирают чаще всего скрытый способ, в то время как старые адепты, «ветераны» религиозной жизни в НРД предпочитают открытый и декларативный выход.

Вопреки распространенному мнению не существует каких-либо сроков пребывания в сектах и культах, после которых выход по определению не возможен. Известны многочисленные примеры, когда из сект и культов уходили люди после многих десятилетий пребывания в них. В больших количествах уходят из НРД люди рожденные и воспитанные в них. Тем не менее наиболее часто люди покидают НРД во время первого года пребывания.

Изгнание. Второй по степени распространенности тип дефекции, изгнание, включает в себя процесс исключения человека из группы, инициированный самой религиозной организацией128. Для сохранения и поддержания ожидаемого нравственного состояния, вероучения, ритуальной практики, единства внутренней структуры все традиционные религии и НРД изгоняют людей, как-то угрожающих существованию сложившихся норм, правил и принципов построения группы. Большой процент изгнаний, внутренней «чистки рядов» при высоком уровне требований к адептам является одним из способов поддержания характерного для многих НРД сильного напряжения с окружающей социокультурной средой. Подобное напряжение составляет один из факторов успеха развития группы129.

121 Wright S. A„ Ebaugh H. R. Leaving New Religions // The Handbook on Cults and Sects in America / Ed. D. G. Bromley, J. K. Hadden Greenwich-London : JAI Press inc., 1993. Vol. 3. Part. B. S. 126—128.

l28Robbins T. Cults, Converts and Charisma: The Sociology of New Religious Movements. London-Newbury Park-Beverly Hills-New Delhi : SAGE Publications, 1988. S. 88—89.

129Stark R., Iannaccone L. R. Why the Jehovah's Witnesses Grow so Rapidly: A Theoretical Application // Journal of Contemporary Religion. 1997. Vol. 12:2. S. 152.

83

Изгнание из хорошо сплоченного коллектива происходит быстро и ему практически невозможно противостоять. Попытка изгнания из группы, не поддерживающей тесной взаимосвязи между членами, может привести к возникновению схизмы или раскола внутри организации. Изгоняемый будет искать понимания и поддержки у других недовольных, подвергать сомнению права руководства группы, разлагать организацию изнутри и т. д.

Далеко не всегда изгнание происходит из-за грубого нарушения каких-либо вероучительных или поведенческих норм группы. Человек может просто не ужиться и не быть принят группой из-за каких-либо бытовых проблем. В этих случаях чаще всего основанием изгнания являются не предписания руководства НРД, а мощное социальное давление группы, открыто проявляющей свою неприязнь к человеку.

Изъятие. Изъятие — процесс выхода человека из религиозной группы, инициируемый и совершаемый под мощным воздействием внешних сил. Различается спонтанный и целенаправленный виды изъятия. В первом случае оно происходит в результате случайного стечения обстоятельств (переезд на другое место жительства, служба в армии, болезнь и т. д.), вырывающих индивида из организации с последующим отсутствием возможности или желания возобновления прежней религиозной вовлеченности. Целенаправленный вид изъятия включает в себя весь спектр техник и методов вмешательства в жизнь индивида в религиозной группе, обеспечивающих его выход из организации. К наиболее распространенным методам изъятия относятся депрограммирование и консультирование о выходе.

Под депрограммированиет понимается комплекс мероприятий, включающий насильное выкрадывание человека из НРД с последующей изоляцией его от всех внешних влияний и массированным психологическим воздействием, рассчитанным на изменение религиозной идентичности индивида. Основателем депрограм-мирования является Тэд Патрик130. Исследования показывают, что депрограммирование эффективно только на ранних стадиях вовлеченности в деятельность НРД. Этот метод изъятия имел наибольшую популярность в Америке в 1975—1990 гг, но в то же время стал причиной серии судебных разбирательств, благодаря ко-