Kniga Nr1052

Практически всегда после выхода из любой религиозной организации сохраняется остаточное влияние группы на уровне мировоззрения, эмоций, форм поведения, особенностей восприятия и оценки, неосознаваемых установок и т. д. При самостоятельном выходе, изгнании и спонтанном изъятии оно проявляется гораздо сильнее, чем при целенаправленном изъятии. В случае «переключения» новая религиозная идентичность может содержать в себе ярко выраженные элементы прежней вовлеченности.

НРД затрачивают достаточно много сил на поддержание членства и предупреждение самостоятельного выхода и изгнания, но в тех случаях, когда человек сам решается выйти из организации, его в подавляющем большинстве случаев преследовать не будут. Исключение составляют те случаи, когда с НРД порывает кто-то из его руководства или старые члены, способные при желании принести вред организации и, как правило, являющиеся самыми серьезными оппонентами религиозных организаций. В особый разряд «имеющих проблемы с выходом» попадают случаи дефекции из организации людей богатых или имеющих какие-либо обоснованные или искусственно выдуманные финансовые обязательства перед НРД. История, однако, знает немногочисленные примеры, когда НРД жестко преследовало людей, выходящих из организации, всячески терроризировало их, в некоторых случаях убивало, либо калечило и возвращало в секту, сажая их в свои тюрьмы. В качестве классического примера такого отношения к своим последователем можно упомянуть Аум Синрике в шестилетний период до совершения газовой атаки в Токийском метро в 1995 г.133

Таким образом, основную сложность при дефекции составляет в большинстве случаев лишь процесс возвращения человека в жизнь общества: поиск новой работы, восстановление учебы, друзей, круга общения. При этом осложняется этот процесс из-за самого общества, в котором, как правило, отсутствует «культура» нормального, корректного отношения к бывшим членам сект и культов. Нередко им приходится сталкиваться с отторжением, непониманием, стигматизацией их как людей в чем-то ущербных и неполноценных.

шТппк S., Hall J. R. The Violent Path of Aum Shinrikyo // J. R. Hall, P. D. Schuyler S. Trinh Apocalypse Observed: Religious Movements and Violence in North America, Europe and Japan. London and New York : Routledge, 2000. S. 76—110.

9. СООТНОШЕНИЕ КОНВЕРСИИ И ДЕФЕКЦИИ

Одной из ключевых проблем теоретического сектоведения .является вопрос соотношения конверсии и дефекции. Какое количество из вошедших в секту людей остается в ней и сколько из них ее через некоторое время покидает?

Статистические данные, предлагаемые самими НРД, в большинстве случаев отличаются высоким уровнем ненадежности. Можно выделить следующие факторы, влияющие на искажение реальной информации о количестве последователей сект и культов:

I. НРД склонны к преувеличению собственной значимости, выражающемуся как в декларации зависимости мировых, глобальных процессов от деятельности их адептов, лидеров или «божественных покровителей», так и в значительном завышении количества своих последователей в конкретной стране и по всему миру. Рассказы об огромном количестве людей во всем мире, якобы разделяющих учение конкретной секты или культа, являются одним из мощных аргументов как для убеждения потенциальных адептов в пользу принятия новой веры, так и для поддержания веры в истинность организации среди полноправных ее членов. Сектам и культам гораздо проще вербовать людей, сообщая им, что в организацию вошли уже миллионы людей и не упоминать, что реальное количество их последователей исчисляется в самом лучшем случае несколькими тысячами человек. Ту же стратегию изменения реальной численности секта выбирает при представлении своих интересов в обществе и в государственных структурах.

II. Каждое НРД при составлении статистических данных пользуется индивидуальными критериями оценки членства в группе. Самоидентификация с группой, используемая социологами в качестве основного критерия принадлежности к религиозной организации, во многих НРД не играет никакой роли. Далеко не всякий, считающий себя членом группы, будет признаваться в качестве такового со стороны самой секты и наоборот, люди никогда