Kniga Nr1052

95

почитания какого-либо индивида в качестве человека с экстраординарными способностями, наделяющими его правом обладания властью над последователями189. Харизматический лидер для осуществления своей власти нуждается в постоянном процессе лодтвержде. ия своих полномочий со стороны последователей, в полной зависимости от которых он находится. Иначе говоря, харизма социально конструируется и при этом не важно, обладает ли харизматический лидер в реальности какими-либо особыми качествами или нет. Важен сам факт присутствия и постоянного поддержания особого отношения к нему со стороны окружающих. В этой традиции утверждается, что харизма может существовать лишь в виде харизматического движения.

В третьей традиции, которая вероятно наиболее полно отражает позицию Вебера, постулируется полная зависимость феномена харизмы как от индивидуальных характеристик индивида, так и от их подтверждения и признания его социальным окружением. Утверждается невозможность сведения феномена харизмы только к одному из двух полюсов. Типичным представителем этой традиции является Арчи Смит со своей теорией возникновения лидерства в НРД140. Согласно Смиту, наделенный определенными талантами лидер группы предлагает своим последователям целый набор не слишком серьезных и не глубоко разработанных идей, норм и правил поведения. Последователи принимают их и одновременно учатся реагировать на парадигму общения, устанавливаемую лидером так, как он этого хочет. Лидер постепенно усиливает свои претензии, усложняет учение, делает более строгими правила и т. д. Видя, что нововведения принимаются его последователями, он все более уверяется в их правомочности и собственной избранности. Лидер провозглашает себя Богом, и члены группы принимают его новый образ. Весь процесс развивается в течение продолжительного периода времени и практически неосознанно. Лидер попадает в тиски созданного им же образа, становится источником и жертвой собственного процесса обожествления. Последователи снова и снова добровольно подтверждают и признают свою зависи-

139См. напр. : Bradley R. Т. Charisma and Social Structure. A Study of Love and Power, Wholeness and Transformation. New York : Paragon House, 1987. S. 49—72; Wallis R. The Social construction of charisma // Social Compass. 1982. Vol. 19:1. S. 25—39.

ыо Smith A. We Need to Press Forward: Black Religion and Jonestown, Twenty Years Later. По материалам URL: http://jonestown.sdsu.edu/About Jonestown/Articles/smith.htm по данным на 2005.03. S. 16.

96

мость и подчиненность лидеру. Лидер и группа совместно конструируют и конституируют друг друга.

Харизматическое лидерство может лежать в основании как культов, так и сект. Харизматические лидеры постоянно возникают также в границах традиционных религий мира и значительно, порой радикально влияют на ход их развития. Деятельность харизмата, работающего в общих границах традиционной религии и полностью посвящающего себя ее благу, несмотря на внесение некоторой хаотичности в его непосредственном окружении во время его жизни, в долгосрочной перспективе всегда будет способствовать укреплению, «оживлению» и обновлению религии. Харизматический лидер, появившийся в традиционной религии, но не связанный твердым желанием работать на нее, станет в большинстве случаев причиной появления новой секты. Присутствие харизмата в любой группе всегда характеризуется высоким уровнем ее напряженности с окружающей социокультурной средой.

Вне зависимости от того, как конкретно личная харизма определяется, ученые более или менее едины в описании характеристик групповой структуры и межличностных отношений, ее сопровождающих и поддерживающих141. В качестве таковых выделяются следующие: