Kniga Nr1052

интересах самого харизматического лидера является обеспечение наиболее безболезненного начала процесса институализации харизмы и одновременно создание механизмов ее благополучного завершения после его смерти. Ради предохранения НРД от возможного раскола, харизмат должен определить себе наследника или заранее предусмотреть и утвердить механизм его избрания. Если этого не будет сделано или если наследство и механизм передачи власти будут определены не достаточно ясно, четко и однозначно, в организации начнется борьба за власть и правильную интерпретацию сказанного умершим харизматом.

Выделяется три наиболее распространенных типа институализированной харизмы, появляющихся на месте личной харизмы:

1) административная, или бюрократическая харизма. Передается по решению уполномоченного совета руководителей НРД одному из потенциальных кандидатов на основании оценки его личных качеств, знаний, умений, навыков и опыта, наиболее подходящих для руководства организацией;

2) наследственная харизма. Передается харизматом по наследству одному из членов семьи либо по его личному выбору и решению кому-либо из ближайшего окружения;

3) сверхъестественная харизма. Передается под «руководством» и при непосредственном «участии» духовных и сверхъестественных сил (например, механизмы признания очередного перерождения «кармапы» в тибетском буддизме и др.).

Представители институализированной харизмы любого типа вынуждены проводить ряд мероприятий и структурных изменений в организации, основная цель которых будет заключаться в искусственном поддержании «актуальности» новой харизмы. К таковым можно отнести:

• оформление момента принятия должности различными торжественными церемониями, инициациями, посвящениями, напоминающими силу изначальной личной харизмы и освящающими, легитимирующими нового индивида на новой должности;

• оформления самого места и должности специфическими символами и регалиями превосходства;

• прохождение специального обучения носителем новой харизмы, необычных испытаний, инициации, аскетических упражнений, создание особого этикета, окружающего роль институциализированной харизмы;

• основание, развитие и поддержание корпуса легитимирующих место институциализированной харизмы идей и смысловых

99

конструкций: сказаний, легенд, мифов, слухов, историй происхождения харизмы, канонических текстов и т. д., в которых она предстает единственной формой поддержания изначальной харизмы143.

Далеко не все существующие НРД основываются и руководятся харизматическим лидером. Высокий уровень напряжения с окружающим обществом может присутствовать также в группах, его не имеющих. До открытия этих фактов считалось, что именно рутинизация харизмы лежит в основании процесса трансформации сект и культов в деноминации и церкви. В настоящее время можно говорить о рутинизации лишь как об одной из возможных составляющих такой трансформации, характерной только для групп, имевших изначально харизматического лидера. Таким образом, в настоящее время исследования харизмы в сектах и культах начинает дополняться изучением иных типов, форм и структур руководства в НРД.

iiSGebhardt W. Kirche zwischen charismatischer Bewegung und formaler Organisation. ReligiSser Wandel als Problem der soziologischen Theoriebildung // Institution, Organisation, Bewegung. Sozialformen der Religion im Wan-del. Hrsg.: M. Kniggeler, K. Gabriel, W. Gebhardt. Opladen : Leske+Bud-rich, 1999. S. 101—119.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ