Kniga Nr1052

а) консервативный противокулът — осуществляет тотальную критику как всех НРД и традиционных религий мира, так и многих «еретических» течений в рамках собственной религиозной организации или политической партии;

б) умеренный противокулът — критикует исключительно НРД и допускает возможность мирного сосуществования с традиционными религиями мира;

в) либеральный противокулът — критикует только некоторые особо опасные секты и культы и постулирует необходимость мирного сосуществования с мировыми религиями.

Можно говорить о существовании не только православного, католического и протестантского противокульта, но также о мусульманской, индуистской, иудаистской, буддийской и других его разновидностях. К православному противокульту относятся дьякон Андрей Кураев, о. Серафим Роуз, о. Владимир Федоров, архим. Рафаил Карелин и др.

II. Антикультовая школа (от англ. anti-cult), сектоведения ставит главной своей задачей борьбу с сектами и нивелирование их влияния на окружающее общество. Основным способом борьбы является создание отрицательного имиджа НРД в обществе посредством выявления негативной информации об их методах и формах работы со своими последователями, раскрытия материалов, так или иначе их компрометирующих. В качестве одного из основных источников информации о сектах выступают ретроспективные свидетельствования бывших членов сект и людей,

5

пострадавших от их деятельности. Работы антикультовой школы отличаются описательным характером и направлены на раскрытие всех реально или потенциально деструктивных составляющих НРД. При этом спектр действий представителей этой школы сектоведения может варьироваться от четкого и обоснованного изложения и защиты своих позиций в судебном порядке, вплоть до организованного массового пикетирования и срыва различных мероприятий сект и культов.

Антикультовая школа представлена родительскими комитетами, светскими и церковными антисектантскими центрами, журналистами, бывшими членами НРД, пострадавшими от их деятельности и т. д. Очень часто антисектантские центры этой школы специализируются в своей деятельности на борьбе к какой-либо одной сектой или культом. Со стороны ученых к этой школе принадлежит непропорционально большое количество социальных психологов и психиатров. В последнее время наблюдается тенденция к углублению и усилению теоретических оснований антикульта. Самыми известными в мире представителями этой школы являются Стивен Хассен, Маргарет Сингер, Роберт Лифтон и др.

В своих наиболее радикальных формах само сектоведение в антикультовой и противокультовой школах может принимать экстремистские сектоподобные формы. Ярким примером тому является рассмотрение сект как абсолютного зла, грозящего современному обществу, радикально влияющего на изменение всех основных его институтов и проникающего в руководящие структуры в первую очередь той страны, в которой находится сам сектовед3. Реальные способности и возможности сект в данном случае сильно преувеличиваются. Культивируется страх перед сектами и присутствует особая тяга к подробному обсуждению того, насколько страшны, ужасны, опасны и главное всемогущи и вездесущи секты. Именно сектам приписываются все проблемы современного общества. Не учитывается весь спектр проблем и кризисов, которые сектам приходится преодолевать в борьбе за свое существование. Какое-либо адекватное понимание феномена сектантства в радикальном крыле антикультовой и противокультовой школ сектоведения фактически отсутствует.

III. Академическая школа сектоведения занимается научным изучением деятельности НРД и дистанцируется при этом от любых оценочных заключений как негативных, так и пози-

3 См., напр.: Информационно-аналитические материалы по теме: «Разрушительные последствия проектов оккультного просвещения общества. Проблемы «полового просвещения» и «валеологии». Минск, 2001. 95 с.