Kniga Nr1052

65

рию Беларуси в 1992 г. Рэйки с помощью Кристель Зелигман91 а в 1990 г. Искусство жизни при поддержке учеников Шри Рави Шанкара, Криса и Катрин Бирт92.

С течением времени структурное подчинение главным центрам НРД может быть нивелировано или, наоборот, приобретено в силу целого ряда внутренних и внешних факторов. Наиболее часто зарождающаяся организация, изначально держась лишь на личном интересе первых последователей, только по прошествии некоторого времени получает официальное признание и структурное подчинение в главном центре НРД. Так, изначально поддерживаемые лишь энтузиазмом отдельных людей, в Беларуси появляется в 1991 г. Трансцендентальная Медитация93, а в 1998 г. школа алмазного пути Карма Кагыо94. Кроме того, организация филиалов многих зарубежных НРД может сопровождаться изменениями в структуре, расстановке акцентов при распространении учения и работе с членами организации и т. д.

В некоторых случаях приобретение структурной подчиненности может зависеть от благоприятной для этого политической ситуации в стране. Так, ослабление коммунистического режима привело к возможности официального основания в Москве в 1989 г. Советского фонда Рерихов95 с последующим включением в его состав разрозненных по республикам СССР групп последователей учения семьи Рерихов. Так, минский молодежный клуб друзей Индии имени Рериха входит в 1990 г. в состав Советского фонда Рерихов как республиканский филиал с наименованием Белорусский фонд Рерихов.

III. Идейная миграция предполагает свободную самоорганизацию НРД вокруг заимствованной извне религиозно-символической системы какого-либо иностранного НРД с возможным «свободным» не контролируемым формальным членством во всеобщей мировой структуре данного НРД. Таковым является, на-

91Введение в Рейки. Сборник отзывов о системе естественного оздоровления

доктора Микао Усуи. Минск, 2000. С. 1. 92Как это начиналось в Минске // Искусство Жизни. Минск., 1993. № 1. С. 5. ^Никитина Е. Аюрведа: сияние в глазах // Автозаводец. Минск, 1997.

3 авг. С. 5. ^Калачин П. Дыяментавы Шлях. Карма Кагью в Беларуси // буддизм.ру

СПб., 2001. № 1. С. 54—55. 9о«0 Советском фонде Рерихов и Центре-музее имени Н. К. Рериха».

Постановление Совета Министров СССР от 4 ноября 1989. № 950.

66

пример, белорусский Астрологический центр «Шахревар», заимствующий идеи Авестийской школы астрологии96.

Сам процесс заимствования может быть как изначально легитимирован и желателен, так и жестко преследуем со стороны НРД. Например, Институт планетарного синтеза, предлагая инициативным группам самостоятельно открывать филиалы Института в своем регионе, предоставляет им большую автономию в реализации их индивидуальных целей97. Во втором случае Белорусский фонд Рерихов тщательно регламентирует списки соблюдающих в чистом виде учение семьи Рерихов и жестко выступает против всех самозванных организаций как несанкционированно и самовольно использующих имя Рериха, так и допускающих различные смысловые вероучительные вставки98. Примером такой нежелательной идейной миграции является Духовный университет имени Е. И. Рерих «Возрождение» в Витебске.

В качестве особой формы идейной миграции можно выделить структурную консолидацию, при которой уже существующее НРД добровольно берет на себя обязанность представления идей и учения другого НРД, не теряя при этом самобытности собственного вероучения и независимости своей структуры. Принимающее НРД начинает представлять интересы и распространять учение сразу обоих НРД в границах своих начальных мощностей и организационной структуры. Так, например, организация представительства Ноосферной духовно-экологической ассамблеи мира в Беларуси была обеспечена силами Бобруйского научно-духовного центра «Солнце»99. Структурная консолидация, как особый тип идейной миграции, возможна только в культах, не имеющих целостного всесторонне развитого вероучения.

96Астрологический центр Шахревар // АлВит. Мит*"к, 2001. 19 ноября. № 448. 1 с.

97Панчишин Н. В. Прикосновение к свету. Практика молитвы в эпоху Водолея. Минск : «Вида-Н», 2001. С. 239—241.