Vidal César Monzanares

Ответ я нашел в конце Евангелия от Матфея. В главе 28, стих 17, поведение учеников по отношению к воскресшему Иисусу описано так: Kai’ i’dontew aujto’n proseku;nhsan (“И, увидев Его, поклонились Ему”). Это было несомненно. Современники Иисуса ожидали Мессию, Который должен был быть Самим Богом воплощенным. Все, от волхвов и язычников вплоть до отступников, каким был Ирод, знали это. Когда ученики Иисуса увидели Его воскресшим, их поведение было логичным, нормальным по отношению к Богу, вернувшемуся из мертвых: они поклонились Ему, признавая, что Сей Мессия есть Бог.

А как версия “Нового мира” перевела этот текст? - “Когда они увидели Его, они воздали Ему честь”. В мерцающем свете стали отчетливее проступать детали. Весь план Божий начал проявляться в чистоте и славе, столь контрастирующей с той вестью страха, какую несли “свидетели Иеговы”.

Кем был для них Иисус?

Множество вопросов теснились у меня в голове и требовали немедленного ответа. Давали ли себе отчет родители Иисуса о Его природе? Я уверен, что да. Они знали, что Рожденный от Марии был Самим Богом воплощенным, Всевышним, исполняющим Свои пророчества. В Евангелии от Луки 1,68, Захария, отец Иоанна Крестителя, ясно возвещает Кто грядет посетить народ Свой: Eujloghto’s ku;riow oJ qeo’w tou[ jIsrah;l o}ti ejpeske;yato kai’ ejpoi;hsen lu;trvsin t_ la_ aujtou[ (“Благословен Господь Бог Израилев, что посетил и искупил народ Свой”). Да, все Его ожидали. Иисус был Спасителем, Всевышним. Версия “Нового мира” еще раз скрывала этот славный факт: “Благословен Иегова, Бог Израилев, потому что Он обратил внимание на Свой народ и сотворил для него избавление”. В этой версии посещение человеков Богом Всевышним исчезло. Одним росчерком пера от человечества скрывалась самая великая благая весть за всю Историю.

Кем Он Сам называл Себя?

Но думал ли так Сам Иисус? Не было ли это все ошибкой апостолов, ложной интерпретацией? Задав себе эти вопросы, я обратился к Евангелию от Иоанна, и ответы хлынули один за другим.

Прежде всего, Иисус позволял, чтобы Ему оказывали акты поклонения (нечего и говорить, что версия “Нового мира” еще раз заменила глагол “поклоняться” глаголом “воздавать честь”). Когда слепорожденный узнал, что Иисус есть Сын Человеческий, он поклонился Ему. Он это сделал не потому, что Иисус исцелил его, но потому, что Он сказал ему, что Он есть Сын Человеческий, Мессия, а исцеленный знал, что Мессия это Сам Бог. Евангелие от Иоанна, 9,38 выражается совершенно ясно: kai proseku;nesen aujtv (“И поклонился Ему”). Иисус мог бы запретить это поклонение. Почему? Потому что Петр, будучи только лишь человеком, отверг его со стороны Корнилия (Деян 10,25), и Ангел, говоривший с Иоанном в Откровении, также запретил оказывать его, заметив, что поклонение подобает одному только Богу (Откр. 19,10). Иисус не мог быть только человеком или только ангелом. Он был одним-единственным Существом, Которому подобает поклонение: Самим Богом.

Но думал ли так Сам Иисус? Да, и это совсем меня не удивляет. Читая от Иоанна 8,24, я нашел поразительное заявление Иисуса: e’an ga’r mh pisteu;shte o]ti egv; eijmi, apoqanei’sqe ejn tai’w ajmarti;aiw ujmv[n (“Если не уверуете, что Я Сущий, то умрете во грехах ваших”)13. Спасение зависит от веры в то, что Иисус есть “Сущий”. Что это значит? Эти слова мне были очень знакомы, но я никак не мог вспомнить, где я их слышал. Внезапно мне на ум пришли несколько латинских слов, которые отец Максимилиан повторял на уроках религии: Ego sum qui sum, “Я есмь Сущий”. “Я Сущий” - таково имя, каким Бог Сам назвал Себя при определенных обстоятельствах. При каких же?

Я пытался вспомнить, когда именно Бог явил Себя, как Сущего? Это было очень важно. Может быть, Аврааму? Я пробежал места, относящиеся к Аврааму, но, к своему сожалению, убедился, что эти слова не говорились патриарху. Не говорились они также ни Исааку, ни Иакову. Кто же тогда услышал, как Бог называет Себя этим именем? Моисей? Да, возможно, это был Моисей, но где, когда? Искать ответа мне пришлось недолго. Он находился в начале книги Исхода (3,14).

Моисей спросил, стих 13: “Они скажут мне: "как Ему имя?" Что сказать мне им?” И Бог отвечал ему, стих 14: “Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам”.