Prep. Macarius of Optina

Слава Богу, что ты удостоверилась в том, что в Се место твоего призвания и поприще подвига против страстей и злых духов, воюющих на нас невидимо нашими же страстями.

Покой наш – победа над страстями, и почитие от оных. Где только явится возмущение сердца, то уже это и есть подвигнувшаяся наша страсть, а нисколько не виновен в оном ближний наш, показавший нам оную, смотрением Божиим, чтоб мы постарались об исцелении оной; а если разобрать, какие более господствующие наши страсти, то найдем, что это – самолюбие, славолюбие и честолюбие, совокупляющиеся от одного корня гордости, от которой и все прочие происходят: зависть, ярость, гнев, злоба, ненависть и все злое.

Смирение одно сильно противоратовать, истреблять все страсти; о сем мы довольно знаем; только надобно понудить себя к деланию; и Господь пошлет свою помощь.

О писании паки скажу, что не истязуй от меня оных часто, я много оных получаю, но на нужнейшие только отвечаю, и то не саморучно. Мир тебе и живущим с тобою! Многогрешный И. М. 30го июля 1854 года.

Письмо 86

Слава Богу, что ты в настоящее время чувствуешь себя покойною. Когда мы во всем видим над нами волю и промысл Божий, то и успокаиваемся, ведая, что промысл Божий ведет нас ко спасению путями, Ему ведомыми. И ты, предаваясь в Его святую волю, ожидай от Него милости, сохраняющей и спасающей тебя, несмотря на то, если что и случается противное нашей воле и разуму. Кто разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть? (Рим.11:34). Глубина богатства премудрости и разума Божия нам непостижима! Наши немощи, недоумения и скорби, обличения – суть нашего устроения, дабы смирились, познавши наше бедное устроение, и через случаи старались бы о исправлении оного, укоряя себя и зазирая, а не других обвиняя; они только есть орудие промысла Божия. Обвиняя же других, только отягощаем скорби наши и умножаем их (сл. 51е св. Исаака Сирина).

Желаю тебе получить желаемое и посетить наши места, по намерению твоему. 24го сентября 1854 г.

Письмо 87

Тишина моря предвещает иногда сильное волнение оного; также и после тихой и приятной погоды надобно ожидать бури, дождя, грома и молнии; и наоборот: равно и в нашем душевном устроении это бывает, и испытываем нередко сами на себе.

Что и с тобою случилось: ты была мирна, спокойна, занималась духовным чтением и проч., но благодать Божия приуготовила тебе испытание и обличение твоего устроения. Читавши отеческие книги, ты питала свою душу и ум теоретически; и была спокойна. Но спокойствие оное было не надежно – не от вне, а от внутрь лежащих в тебе страстей: самолюбия и прочих. Явилось обличение, ты смутилась; отчего же? – Явно, оттого, что прежде никто тебя не трогал.

Перейди от теории к практике и научайся, как поступать при возмущении страстей и как приобретать терпение. И что ж надобно терпеть? то ли, когда мы бываем поносимы и укоряемы по вине нашей, или то, когда невинно нас поносят и уничижают? Кажется, в этомто и состоит терпение: когда мы невинно страждем; да и Бог это знает, но посылает. – Не сомневаюсь, что ты веруешь сему.

Опять же, когда страсть ярости и гнева подвигнулась в тебе, то она не от них вложена, а они тебе только показали ее, смотрением Божиим, дабы постаралась об исцелении ее самоукорением, и смирением, и любовью.

Но как можно любить оскорбляющих: они нам злодеи? Господь знал это, а приказал: "Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть, и изгонящыя вы" (Мф.5:44) и: "Аще бо любите любящих вас, кая вам благодать есть, не и язычницы ли такожде творят" (Мф.5:46,47). Вот как спасительно нам сие заповедание: оно отъемлет от нас всякое оправдание и дает средство к излечению наших душевных болезней.

Итак, случай этот, мало потрясши тебя, показал тебе твое устроение; и паки мир водворился в тебе. Хотя и остались следы болезни в телесном твоем составе, но и в этом не вини других, а усматривай промысл Божий, пославший тебе и сие за малодушие твое. Благодари Бога о всем, а Он силен и телу твоему даровать здравие и душе спокойствие.

Я написал тебе то, что ты и сама знаешь, но только напомнил; – иногда при возмущении страстей возмущается и душевное око и помрачается духовный разум. 5го октября 1854 года.