Prep. Macarius of Optina

Письмо 88

Пишешь о своей и родных твоих скорби о кончине племянницы твоей Вы; я верю, что чувства и сердце немощны, но разум и вера должны укреплять оные: кто разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть? (Рим.11:34), и для нас судьбы Его непостижимы. Итак, в покорности воле Божией надобно искать утешения и в надежде на будущую жизнь. Ведь и мы тут не вечные жители: пройдет несколько годов – и много туда переселится; надобно о том пещися и просить Господа, да подаст Он нам христианскую кончину, непостыдну, мирну, и доброго ответа на страшном судище Христовом.

Вот это нам нужно и к сему надобно себя приуготовлять; а Ва счастлива, что избавилась здешней суетной и многоболезненной жизни; счастье здешнее не прочно; кто знает, что бы ее встретило впоследствии? А теперь она в вечности, куда и все переселимся; а так безотрадно скорбеть и убивать себя свойственно только неверующим, ибо для них нет надежды на вечность, и лишение их безотрадно. Господь да утешит всех вас духовным утешением. Чего усердно желаю и остаюсь многогрешный И. М. 22го января 1857 года.

Письмо 89

В скорби твоей о кончине Вы Бог даровал тебе рассуждение, что так как болезненность ее по временам усиливалась, то продолжение семейной жизни ее не могло быть для нее красивым и утешительным, что на многих случается видеть; и это должно твою скорбь растворять в духовное утешение, что она, аки птица от тенет избежавши, воспарила на свободу духа и будет, по милости Божией, наслаждаться блаженством.

Когда же в нашем разумении блистает искра сего духовного разума, то что же скажем о предвечной премудрости и любвеобильном отеческом промысле Божием? Он, конечно, явно сие усмотрел и глубиною премудрости устроил к ее спасению; а что вы, оставшиеся, скорбите о лишении ее, то это не по разуму духовному, а плоть и кровь действует; не все ли равно – она умерла бы и много лет поживши; но сколько бы испытала бурь, скорбей и превратностей жизни? Плачущие не жалели ее в сем отношении, а в воображении их рисовался проспект счастливой жизни; а это очень редко случается. Покорись воле Божией: Он может вас успокоить.

Болящую Ую хорошо постричь, когда будет воля начальницы.

Желаю тебе и живущим с тобою мира, здравия и спасения и остаюсь многогрешный И. М. 12го февраля 1857 года.

Письмо 90

Христос Воскресе!

Благодарю тебя за поздравление меня с праздником и я тебя поздравляю краткими строками. Никто не знает моей беды: я с голода умираю, – не имею время книги почитать. Все пишу, а вновь заваливают; дня по три лежат письма не читаны. Пишет всякий – одно, а ко мне доходят в неделю – по пятидесяти писем. Что делать? Да и писатьто времени мало: то немощь, то люди, гостинница.

Ты жалуешься на свою немощь: да ты одна, свободна; Бог видит твою немощь, выше меры не истяжет телесного делания, но попекись о внутреннем, душевном. Смирение и болезнь сердечная заменяет все наши делания телесные; а кому оная не дается – прочти в 89м слове св. Исаака Сирина.

Матери Те в трудах желаю помощи, коими обрящет спасение, когда будет смиряться, "виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя" (Пс.24:18).

Остаюсь желатель вашего здравия и спасения многогрешный И. М. 16 апреля 1857.

Ты сознаешь себя, что увлеклась в скорбь и ропот на N.; но чтением отеческих учений пришла в сознание своей немощи. Вот какую пользу приносят нам отеческие книги: оные указуют нам промысл Божий, пекущийся о нашем спасении, орудием имея людей, действующих против нас.

Если посудить здраво, доставит ли нам пользу внешнее ношение мантии? Она есть образ смирения; а если люди ищут или желают ее, то конечно уже не для смирения; о прочем умолчу…