Prep. Macarius of Optina

Поздравляю тебя с наступающим новым годом, встретивши радостно праздник Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Да благословит Господь тебя начать новый год и продолжать в благоугождении Господу по святым Его заповедям, и в смирении зря высоту оных и нашу немощь; ибо по смирению призирает Господь! Письмо твое я получил 24 числа; благодарю за поздравление меня с праздником и за благожелание.

Ты упоминаешь о желании твоем умереть: это надобно предоставить воле Божией, Он больше нас знает; ты говоришь, страсти не исцелишь, леность окаяннейшая! – Не ужели ж и смириться не хочешь? А смирение все страсти истребляет; как же мы со страстями туда явимся? Они и там покоя не дадут. А мы будем просить Господа: прочее время живота в мире покаяния скончати и христианской кончины безболезненны, непостыдны, мирны, и доброго ответа на страшном судище Христовом, как Церковь наша ежедневно молит Господа; а когда умереть, это да будет по воле Божией.

Ои Ины плетения происходят от брани вражьей, он не спит, но "яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити" (1Пет.3:8), – кто не стоит на бранном подвиге, того и не трогает и так не стужает; а она неопытна, и чем более силится отогнать помыслы, но они не отходят, – смущается, а сим подает больше врагу поводов восставать на нее. Ты сама на себе испытала и испытываешь разного рода брани от врага, но не имея оружия – смирения, побеждаетесь. Во смирении же нашем помянет нас Господь, и избавит от врагов наших (Пс.135:23). Очень рад, что ты познала свою ошибку через мое обличение. Обличай премудра и возлюбит тя; даждь премудрому вину, и премудрейший будет (Притч.9:8,9); а что сказано о злых, то сама прочти.

Сестры стремятся скорее в свою обитель, и я одобряю сие их стремление: "Как ни хорошо в гостях, а все дома лучше": сколько же они пробыли в молве и отлучке от места своего подвига и были как обуморенные: "Птица летит в свое гнездо, да выведет детей, а монах поспешает в свою келлию, да сотворит плод духовный; и яко же рыба вне воды, тако и монах вне своей келлии". Это отеческие учения; а твое суждение не одобряю. И. М. 15го января 1859 года.

Письмо 97

Какие были на тебя укоризны, то это промысл Божий попустил так быть к испытанию твоему; помнишь ли данные при постриге обеты, когда тебе говорили: будешь уничижена, оскорблена, лишена, и прочие предлагаемы были скорбные случаи, коими живот вечный приобретается; и на вопрос: терпишь ли сия все? отвечала: "Ей, Господу содействующу, все терплю"; – вот теперь надобно это и на деле показать и не только не противоречить, но и незлобиво принять: – так ли ты поступила? Сомневаюсь! – как вижу из письма твоего. Самооправдание и несамоукороние действовало под благовидным предлогом, не думай, чтобы я оправдывал другую сторону; совсем нет; а я пишу к тебе и предлагаю войти в рассмотрение своего устроения: нет ли чего там, которое возбраняет душевному миру и той науке, которую нам заповедал научиться от Него Сам Господь наш Иисус Христос (Мф.11:29).

Господь да вразумит тебя и поможет устроить на спокойствие общее; и юную подвижницу да укрепит на поприще иноческой жизни.19 июня 1859 года.

Тут же пишу Ое Ине, – а особо некогда писать. – Тебя беспокоит помысл, что ты "находишься в бездействии, и неужели вся жизнь твоя так пройдет?". Да в чем же, думаешь ты, должна проходить жизнь твоя, и как можно работать Господу? По мнению твоему, конечно, деятельность состоит в правиле и посте, а не в исполнении заповедей Божиих, которыми очищается сердце.

Да устроит Господь жизнь твою мирно, и спокойно, и благодушно, а паче смиренно; смирение приобретается от послушания, отвержения своей воли и разума. И. М. 25го августа 1859 года.

Письмо 98