Prep. Macarius of Optina

Какие были на тебя укоризны, то это промысл Божий попустил так быть к испытанию твоему; помнишь ли данные при постриге обеты, когда тебе говорили: будешь уничижена, оскорблена, лишена, и прочие предлагаемы были скорбные случаи, коими живот вечный приобретается; и на вопрос: терпишь ли сия все? отвечала: "Ей, Господу содействующу, все терплю"; – вот теперь надобно это и на деле показать и не только не противоречить, но и незлобиво принять: – так ли ты поступила? Сомневаюсь! – как вижу из письма твоего. Самооправдание и несамоукороние действовало под благовидным предлогом, не думай, чтобы я оправдывал другую сторону; совсем нет; а я пишу к тебе и предлагаю войти в рассмотрение своего устроения: нет ли чего там, которое возбраняет душевному миру и той науке, которую нам заповедал научиться от Него Сам Господь наш Иисус Христос (Мф.11:29).

Господь да вразумит тебя и поможет устроить на спокойствие общее; и юную подвижницу да укрепит на поприще иноческой жизни.19 июня 1859 года.

Тут же пишу Ое Ине, – а особо некогда писать. – Тебя беспокоит помысл, что ты "находишься в бездействии, и неужели вся жизнь твоя так пройдет?". Да в чем же, думаешь ты, должна проходить жизнь твоя, и как можно работать Господу? По мнению твоему, конечно, деятельность состоит в правиле и посте, а не в исполнении заповедей Божиих, которыми очищается сердце.

Да устроит Господь жизнь твою мирно, и спокойно, и благодушно, а паче смиренно; смирение приобретается от послушания, отвержения своей воли и разума. И. М. 25го августа 1859 года.

Письмо 98

Из двух писем твоих и Ои Ины вижу, что после бури и смущения она паки успокоилась и познала, хотя отчасти, свое устроение гнилое.

Я пишу к ней, что нахожу нужным к ее вразумлению, но большая разница писать и исполнять. Она заквашена своим разумом и своею волею, то и трудно оставить оные; а между тем враг, зная пользу от повиновения, старается возмущать и не допускать до оного, как пишет св. Феодор Эдесский. Что делать? надобно вразумлять и потерпеть; только при одном – в своих правилах и чтениях нельзя ожидать пользы, потребно иметь какоенибудь занятие келлейное и послушание, и при столкновениях познает свою немощь, когда не понесет.

Чтение отеческих книг, без практики, не может нам помочь: они нас вразумляют, а наше дело исполнять, при открывшихся случаях видеть движение наших страстей, противляться оным; а при падении познавать свою немощь, смиряться и каяться перед Богом и ближним, чтобы нам нельзя было понадеяться на свое я.

Ты пишешь, попустить ее, – пусть исправляет свои правила и пост, то не понеся оных смирится, хорошо и так; но все она может ослепляться кичением, ибо в надсловии на книгу преподобного Нила Сорского, пишет: "Часто на пощение и большие подвиги подвигает бес, чтобы привести волнение и от оного в прелесть". Прочти сама в надсловии на странице XLVI. Когда же подвигнется на исполнение заповедей Божиих, то, видя свою немощь, невольно смирится, – а оноето всего нужнее для нас в деле спасения.

Если же ей жить с сестрою Тою, то не может быть никакой пользы: обе затянутся на правилах и постах; – а после что будет?

Но что нам до внешних приобретений! Надобно пещись чтонибудь смиренно приуготовлять к вечности и строить дом душевный, по предписанию аввы Дорофея, или как пишет св. Илия Экдик, гл.62: "Дом убо души есть терпение: обдержится бо в нем. Имение же смирение, питается бо тем".