Prep. Macarius of Optina

К матери игуменье старайся иметь любовь и почтение; молись за нее. Ежели ж какой помысл неверия или хулы приникнет к твоему сердцу, отскочи от него, яко от блуда, по слову Иоанна Лествичника, то и ей возвестит Господь иметь к тебе материнскую любовь, и в случае нужды, по вере твоей, подаст ей слово к твоему духовному окормлению. Многогр. Иеросх. Леонид и мног. И. М. 4 апреля 1839 г.

Письмо 105

Намерение ваше благое; да благословит Господь и благопоспешит исполнить оное. Вы делаете из любви к ближнему, отказывая себе во многом, и о сем Спаситель наш изрек: "Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя" (Ин.15:13). Вы не хотите, чтобы о сем знали другие, по многим причинам, дабы не скорбели на вас, не препятствовали, а другие чтобы не хвалили: все сии предосторожности хороши. Но остерегайтесь душевного лестца, дабы он не предстал к вам с умственным велехвалением вас и ублажением за доброе сие расположение. Представляйте себе, что без помощи Божией мы ничего сделать не можем, то нечем и гордиться. Когда же возомним о себе нечто и припишем себе благие дела: тогда и помощь Божия отнимется, и мы познаем свою скудость в добре и немощь в исполнении оного. Многогр. Иеросх. Л. и мног. И. М. 15 апреля 1839 г.

Письмо 106

Вы пишете о новых своих послушаниях. Это доброе дело для общей пользы, паче же во славу Божию; проходить оные да поможет вам Господь.

Немирств же, от прекословии и споров происходящих, старайтесь всемерно избегать, а более себя укорять; на сие и Бог призрит и дарует спокойствие. Малые дела ваши, и при всех немощах, когда в оных приносите покаяние и себя зазираете, приняты Богом будут лучше, нежели великие труды и подвиги, совершаемые с высокоумием и мнением о себе.

Скука и уныние, бываемые с вами, ничто иное, как брань монашеская, ко искусу вам посылаемая. Святые и великие мужи были сими бранями искушаемы, но еще не в такой мере, а непомерно сильнее, и сим показывалась их к Богу любовь; то и вы в посещении вас оными не пренемогайте, но мужественно стойте, терпя, – и облак уныния разженется, и возсияет свет, тишина и спокойствие. А чтобы быть неизменно в спокойствии всегда, это невозможно, и совсем противный путь, который называет св. Макарий – "частию волков". Прочтите во 2й части Добротолюбия у Каллиста и Игнатия главы 43 и 85, и в 4й части у св. Кассиана о печали и унынии, и примите от сих учений себе врачевство и поощрение, дабы не малодушествовать во брани, но мужаться и терпеть. И. Л. и И. М. 27 мая 1839 г.

Письмо 107