Prep. Macarius of Optina

Вы пишете, что хотят вам дать новую сестру в товарищи, но вы без нашего благословения опасаетесь взять, то мы так вам советуем: когда вы имеете опасение и боязнь в сердце, что не надеетесь иметь с нею мира, то можете просить Г. игумению освободить вас от нее, – а паче когда еще надеетесь, что она вас в сем уважит. На что же добровольно подвергаться искушению, когда можете от оного остеречься? Когда что послано будет по необходимости скорбное, то уже нечего делать, – надобно нести. Ежели вы возьметесь с намерением исправить ее, а и сами еще находитесь в недуге страстей, то лучше прежде брани искать мира.

Слава Богу, что облегчилась ваша брань, но не надобно дерзать и мнить о себе велико, да не прилучится еще пострадать. Св. Иоанн Лествичник пишет: "Лисица притворяется спящею, а диавол целомудренным; та делает для того, дабы изловить курицу, а сей дабы погубить душу". Читайте отеческие книги и ищите в них, как бы приобрести во всем смирение. Святками правило четочное оставляется.9 января 1840 года.

Письмо 109

Спаси вас Господи за намерение к успокоению сестры, – делать свою помощь. Бог не оставит вас без награждения.

Удивляемся вашему малодушию и сожалеем о вас. Вы, прочтя показанные вам главы в Добротолюбии, более опечалились, что жизнь ваша не согласна со Св. Писанием. Надобно точно о сем соболезновать, но с раскаянием и смирением себя, а не малодушествовать и раскаиваться о том, зачем шла в монастырь. Надобно благодарить Бога, что извел тебя из тьмы во свет; что делать, ежели и неисправна, но не отчаивайся, а читать не преставай книги св. отцов хотя понемножку. Видя свою неисправность, всетаки зазришь себя, а не читавши не будешь себя зазирать и смиряться. То еще бы было хуже, когда бы видела свои добродетели и мнила, что благоугождаешь Богу: это явная была бы погибель. Ты, может быть, прежде и была на сем пути; но когда видишь свои грехи и каешься о них, – милостив Господь, когда усмотрит тебя смирившуюся от тягости оных, призрит на тебя и отженет от тебя все вражии козни, и освободит тебя от страстей; а доколе не смиришься, не думай быть свободна от браней: в брани же случается победа и побеждение; а Бог зрит на наше произволение и намерение; и по оным получаем или помощь, или оставление. Св. Петр Дамаскин, исчисляя семь деланий телесных после сих говорит: "Начинает ум зрети своя согрешения, яко песок морский, и сие есть начало просвещения души, и знак здравия ее". – Смотри: при делании добродетели видеть свои грехи, а не добродетели; но и грехи видя, не отчаиваться, а более смиряться, и милость Божия осеняет человека. Св. Григорий Синаит в конце 117й главы пишет, что "аще не будет человек побежден и поработившись всякой страсти не может имети себе хуждша всех". Первое смирение рождается от добродетели, а сие последнее от грехопадений: однако же не лишается милости Божией. Тот же св. Петр Дамаскин, восставляя от отчаяния, пишет: "Обаче не подобает нам отчаяватися, не сущим яко же быти подобает, зло убо сие, яко согрешил еси человече; что же Бога прогневляеши, и от неразумия немощна вменяеши Его? Еда ли не может спасти души твоей, сотворивый толикий, его же видиши тебе ради мир? Аще же глаголещи яко и сие паче осуждение ми есть, яко и Его снисхождение, покайся и приимет покаяние твое, яко же блудного и блудницы. Аще же ли ни сие можеши, но по навыкновению согрешаеши, в нихже бы и не хотел еси, имей смирение, яко же мытарь, и довлеет ти во спасение, ибо непокаянне согрешаяй и не отчаявайся, но понужде хуждша всей твари имать себя; и не дерзает осудить или укорить коего человека. Аще и диаволу в согрешении повинулся, но паки страха ради Божия преслушает врага, понуждающего его к отчаянию, и от сего часть Божия есть". И паки на 43 листе в новом формате, а в старом на 53м подобное сему же сама прочти и приими от сего утешение души твоей; не отчаивайся отнюдь, но возвергай на милосердие Божие грехи свои.

О поползновении же твоем кайся и оставь оное; вспомни, коликих ты избежала бед, зол и греховных соблазнов, а паче в нынешнее время. Хотя ты и чувствуешь плотскую брань, но за сие не отчаивайся; все сие должно тебя смирять и обучать браням духовным. Ты думаешь, в том святость, что не иметь брани: но этого невозможно, ты была бы неискусна в оной, не познав своей немощи, и не могла бы и другим делать снисхождения. Когда же превышают силы твои брани, то знай, что имеешь гордость; смирись, и Господь облегчит тебя. Прочти св. Иоанна Лествичника и увидишь сопротивляющиеся оной деяния.

Не имея никого окормляющего, или потвоему с кем бы душу отвести, – паче должна читать книги и окормляться ими с призыванием Божией помощи. Берегись согласоваться сердцем твоим приписываемым тебе похвалам, но, помышляя грехи твои, отвращайся сих похвал: они душевредны, хотя бы точно достойна была. 26 сентября 1839 года.

Письмо 110

Сердечно радуемся, что мать игумения к вам совершенно умиротворилась, только соболезнуем, что спасительное установление – откровение помыслов – у вас находится не только в забвении и в пренебрежении, но даже и в посмеянии. Прочти главы св. Симеона Нового Богослова, св. Иоанна Лествичника, св. аввы Дорофея, св. Каллиста и Игнатия 14 и 15 главы, и св. Кассиана в слове к игумену Леонтину; найдете в оных согласно, что невозможно спастись без откровения помыслов и покорения своей воли и разума. Как не бедственно сопротивляться толикому учению святых и всепремудрых мужей, в них же сам Св. Дух действовал. Когда такой глад у вас окормления, то, призвав в помощь Бога, сама испытуй писания отеческие и в нужде открой сестре единодушной. Бог не лишит тебя пользы, – только ищи со смирением, ибо без оного все наше делание ничтожно и Богу не угодно. Какую принесет пользу тебе, что имя твое у всех носится? Тем паче погружай мысль свою в смирение, взирая на неисправность свою, и помни, что услаждающиеся славою; и кроме худых дел, лишатся мзды будущего воздаяния. Хотя бы ты и достойна была славы, но перед Богом приятнее грешник с покаянием и смирением, нежели праведник с гордостью.

О разрешении понедельника мы не можем вас успокоить, ибо положено св. отцами непременное правило монашествующим: – понедельник не разрешать на скоромное; то как же мы можем разрешить на употребление оного? В сем случае умудритесь сами. Это не есть добродетель, но долг. За добродетель бывает награда, а за неисполнение долга наказание. Мы судить других не смеем, но отвечаем на ваш вопрос не марая совести: в случае и большой нужды разрешаяй на что против правил отеческих, да заменяет соболезнованием о сем, раскаянием и чистым исповеданием перед отцом духовным. Иеросх. Леонид и И. М. 16 августа 1839 г.