Prep. Macarius of Optina

Письмо 115

Ты боишься, дабы М. не открыла твоей духовной переписки, что ж из того будет? – Ежели и откроет, не порок откроет, а то, что ты ищешь спасения, не доверяя своему разуму. Когда же сие тебе вменится в вину и в строгое запрещение, то, видно, так Богу угодно за наше и твое бесплодие в добродетели. Но это еще неизвестно; между тем ты и сего опасалась, когда откроет причину вашего расстройства; равно – и тогда то же может случиться, покрывающу Богу. Хотя ты и не желаешь ей зла, но неприятное в сердце чувство к ней, и тяжело ее видеть, – показывает твое памятозлобие. Прочти поучение аввы Дорофея о памятозлобии, и "О еже укоряти себя", то и увидишь свое устроение.

Желаешь отдать себя на рассмотрение, что такое находится в твоем характере тяжелое, которое может ожесточить людей? Тото и есть, что занята собою, думаешь, что так идешь, а своей немощи не познаваешь. – Не оправдываем и ее за смущение, но сие более до нее касается, а не до тебя; а ты, смотря на свое устроение, обвиняй себя и молись за нее Богу. 7 ноября 1840 года.

Письмо 116

Описываешь свои смущения насчет перехода матери N., но все они преходящи, и надобно претерпевать, а не смущаться, о чем писал в первом письме. Из последнего видим, что оные недоумения твои и смущения разрушились, и ты должна успокоиться, что мать N. не через тебя перешла, но по своей воле, ища лучшего ко спасению убежища; но как бы она не ошиблась, вместо тихого пристанища не нашла бы на бурный океан. И ты должна свое стремление обуздывать, и, сколько можно, умиротворять себя на месте, и стараться жить по заповедям Божиим и отеческим учениям. Искушения везде преследуют нас, только в разных видах: здесь одно, а там другое, – и везде требуется терпение.

Выходящие теперь сестры, какой имеют предлог к переходу? точно ли они здесь вредятся? и в чем надеются там улучшить жизнь свою? Ты напрасно входишь в сии дрязги: без тебя бы могло обойтись; а то, когда откроется, может быть, и не понесешь; признаваться без нужды не надобно, но самая вещь покажет тогда, что нужно будет сделать. Ежели же будет воля Божия и на твой переход, то Он и путь тебе покажет; однако ж удерживай свое стремление, как сказали; куда пойдешь? ведь ты монахиня, не везде еще примут. Опять, хотя и кажется хорошо по наружности, а после найдется много неудобств и искушений, чего и не ожидала. Однако положись на волю Божию и вопий к Нему: скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою (Пс.142:8).

В келлию переходить к богатой монахине рясофорной, кажется, нужды нет: это будет раболепство, и подвергнешься тьме страстей. Ты нужды не имеешь в пропитании, а еще излишнее посылает Господь, то и надобно Его благодарить, не словами только, но делами, а когда видишь излишнее в то время, употребляй и на душевное дело, и в работе умеряй. Ежели бы ты могла от монахини оной наставиться на духовную жизнь или бы по крайней мере – обоюдно друг другу послужили назиданием, то можно бы было перейти, а то, видно, она желает иметь тебя компаньонкой и будет считать себя тебе благодетельницей, а ты получишь через рассеянную жизнь вред, то лучше оставить; верно и игумения тебя не понудит к сему, а когда и понуждать будет, то Господь подаст тебе слово к оправданию.

Клясть не подобает; ибо Господь сказал: благословите, а не клените, и кленущия вяжут себя и других; но по духовной связи, ежели благословно, то и одно запрещение важно. Однако М. принимает и клятву равнодушно; надобно стараться и надеяться, что у них со временем миром прекратится; разве не тяжело тем, кои имеют злобу на сердце, аще и по благословной вине. Заповедь Божия: "Аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш небесный отпустит вам согрешений ваших" (Мф.67:15). Недостойные твои богомольцы, многогрешные И. Л. и И. М. 10го декабря 1840 года .

Письмо 117