Prep. Macarius of Optina

Поздравляю тебя с праздником приближающимся ВоскресенияХристова; да утешит тебя Господь в сем торжестве сердечною радостью; еще поздравляю тебя со вступлением в новую должность казначеи. Мы знаем, что ты сего не искала, но приняла за послушание, то и пошлет тебе Господь Свою помощь и всему научит, что тебе кажется дико, странно и незнакомо. Помни, что ты позвана не на честь и славу, но для общей пользы обители и спасающихся в оной сестр; не возносись своим первенством над другими, но елико велика еси, толико и смиряйся, по слову Писания: ты поставлена не да послужат тебе, но ты им послужишь, и восприемлешь мзду верных и мудрых строителей; только не возносись над другими, и, сколько можно, немощи немощных носи; не себе угождай, но ближнему во благое. Проходя путь жизни сей, познавай и свою немощь и берегись строго судить немощи других. Бог силен их спасти, однако ж, сколько можно, старайся по обители устраивать порядок, хотя внешний, что от тебя зависит, а там пошлет Бог помощь и ко внутреннему благоустроению. 22го марта 1841 года.

Письмо 119

Во всех твоих письмах описываешь свои недоумения, скорби и смущения по должности происходящие, чего ты, конечно, не ожидала при вступлении твоем в обитель (так как теперь и сестрица твоя В. думает, только бы войти в монастырь), но невозможно быть сему, чтобы жизнь всю провести без искушений и скорбей, а быть в отраде и без попечения. Тутто и познавай, что Бог о тебе промышляет, когда посылает скорби и печали, и хочет тебя оными обучить и преумудрить в духовном разуме. Без скорби ни смириться, ни в духовный разум прийти не можем; и будь твердо уверена, что кроме попущения Божия, никакая скорбь приключиться нам не может, хотя повидимому и кажется, что люди причиною нам оных бывают, но они суть только орудия, коими Бог действует в деле нашего спасения. Помни, что Христос вчера и днесь, той же и во веки (Евр.13:8); и когда воздвигнется буря недоумений, смущений и печалей, прибегай к Нему вопиюще: Господи! спаси мя; погибаю, – и Он пошлет тебе Свою помощь. Для того, пишет св. Исаак, и умножил Господь сих пестунов (скорбей), чтобы пребытным к Нему взыванием и памятью Его освящалось наше сердце.

Также старайся всегда винить больше себя, нежели других, хотя бы и казалось тебе, что ты права; самолюбие уменьшает наши вины, а других увеличивает. По учению того же св. Исаака в 51м слове, когда мы других обвиняем, то и скорби умножаются и неудоботерпимы бывают; а когда себя виним и считаем достойными быть не только сих, но и вящших скорбей, тогда оные легки бывают и скоро проходят. Имей себя землю и пепел и уготовляйся к подъятию скорбей: с таким уготовлением удобнее понесешь приключающиеся скорби.

Ты говоришь, со вступлением в сию должность совершенно расстраиваешь себя. Виновата не должность, а наше устроение, и, видно, тогото ради и попустил Господь тебе быть в оной, дабы познала свою немощь и смирилась, не зазирала бы других в их немощах. Впрочем, надобно же бы комунибудь быть в сей должности, и ежели не нашли способнее тебя, а без твоих происков тебя определили, то, видно, есть на сие воля Божия, для вящшего твоего укрепления в терпении, так как ты в оном оскудеваешь. Прочти в Добротолюбии у св. Марка Подвижника в кратких главах двух сочинений; там довольно увидишь необходимость и пользу скорбей, и укрепит тебя Господь, и вразумит в недоумениях, как поступать.

Ты пишешь о враждующей сестре, то если сие продолжается еще, то самое лучшее средство – молись за нее Богу. Он умягчит ее сердце к миру; также молить и о подвигшихся на зависть против тебя.

Сестрица твоя В. С. еще младенец в духовной жизни; не видит, да и не может видеть вдаль; прельщается вашей обителью, глядя только на внешность, но о внутреннем устроении от нее сокрыто, так как и все монашеские брани и скорби ей не видны, и сие смотрением Божиим, по слову Иоанна Лествичника. Бог да управит путь ее, по воле Своей, куда Ему угодно.

Т. пишет, что стремление имеет к Су, но маменька против сего за то, что там келлий нет, в чем немало погрешает; может быть и успеет она понудить ее к переходу куданибудь из сих обителей, и устроит для нее келлию и внешний покой; но может ли дать ей душевный мир? сомнительно; а положительнее то, что заставит после раскаиваться и совестью терзаться. Мы не принуждаем ее к Су, но видим больше удобности к душевному устроению, а состоит это в ее воле,И. Л и И. М. 19 августа 1841 г.

Письмо 120